Технологическим предпринимательством вполне можно заняться еще во время учебы в вузе. Фото Наталии Красильниковой/PhotoXPress.ru
Университет может быть отличной площадкой для старта технологического бизнеса: здесь в наличии и наукоемкая среда, и человеческий капитал, и доступ к лабораторно-технической инфраструктуре. А период студенчества – это всегда время проб, поиска, генерации смелых идей. Но пока в российских вузах количество стартапов и технологических предпринимателей невелико. Помочь студентам раскрыть свой бизнес-потенциал призван конкурс «Студенческий стартап». Он проводится по федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства». Вовлекать молодежь в сферу науки помогает и национальный проект «Наука и университеты».
Конкурс направлен на поддержку студенческих научно-технических проектов новых товаров, изделий, технологий или услуг, которые находятся на начальной стадии реализации и имеют большой потенциал коммерциализации. Проект должен опираться на идею или задел, содержащие собственный интеллектуальный вклад разработчика. Реализовывать его можно как одному, так и в команде. Главная цель – сделать университеты местом запуска стартапов и стимулировать молодежное технологическое предпринимательство в стране.
Конкурс проводится третий год подряд – 28 февраля стартовала первая волна очередного приема заявок, который продлится до 15 апреля. Участникам предлагается выбрать одно из семи тематических направлений: «Цифровые технологии», «Медицина и технологии здоровьесбережения», «Новые материалы и химические технологии», «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии», «Биотехнологии», «Ресурсосберегающая энергетика», «Креативные индустрии».
Преимущество при отборе получат проекты, тематика которых связана с микроэлектроникой, беспилотными летательными аппаратами, станкостроением, искусственным интеллектом, цифровыми технологиями, персонализированной медициной и агробиотехнологиями. Будут определеныо 2 тыс. победителей конкурса – это на 500 больше, чем год назад. Каждый из них получит 1 млн руб. на реализацию своего инновационного проекта в течение следующих 12 месяцев – за это время нужно создать собственную компанию и достигнуть результатов, которые были указаны в заявке. Победителей объявят летом. При экспертизе заявок главными критериями станут квалификация заявителя, перспективы коммерциализации стартап-проекта, а также его технологичность.
Учащийся вуза, получивший грант, должен будет зарегистрировать юридическое лицо, разработать бизнес-план и сайт стартапа. Конкурс рассчитан на студентов, которые имеют лидерские качества и давно хотели начать свое дело: они смогут стать руководителями собственных компаний и получить практическое понимание о том, что такое настоящее технологическое предприятие. Грант позволит выплачивать зарплату привлеченных специалистов и подрядчиков, а также покроет расходы на регистрацию юридического лица, закупку или аренду оборудования, материалов, комплектующих, программного обеспечения, а также регистрацию прав на интеллектуальную собственность.
«Грантовый конкурс «Студенческий стартап» – один из семи инструментов «Платформы университетского технологического предпринимательства». За два года он привлек более 10 тыс. студентов со всей страны, уверен, что интерес к нему будет расти и дальше. Такая поддержка дает возможность учащимся вузов реализовать свои идеи, лучшие из которых могут стать востребованными в реальном секторе, – отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. – Важно, что к работе над отобранными проектами студенты могут привлекать школьников и учащихся колледжей. Таким образом, ребята познакомятся с тонкостями предпринимательства».
К настоящему моменту гранты конкурса «Студенческий стартап» получили уже 2500 проектов. Один из победителей – Дмитрий Самофалов, аспирант Национального исследовательского технологического университета МИСИС. Он создал тренажер Smartarm, предназначенный для реабилитации пациентов с нарушениями локомоторных функций верхних конечностей. Устройство может использоваться для реабилитации, например, после ДТП или инсульта.
«Я много интересовался устройствами для реабилитации и стал наблюдать пациентский опыт, который проходят люди после подобных травм, – рассказывал автор проекта о том, как ему пришла идея данной разработки. – Обычно это либо простые упражнения лечебной физической культуры, либо занятия на старых тренажерах с пружинами и тросиками. Пациенты быстро теряют мотивацию из-за сложности выполнения упражнений и недостаточных результатов».
Разработка оснащена функциями биологической обратной связи, дистанционного мониторинга, возможностью подбора индивидуальных программ и адаптацией нагрузки под конкретного пациента. Например, устройство фиксирует сигнал, когда пациент хочет согнуть или разогнуть руку, помогает выполнить движение, если человеку тяжело. «Тренажер учитывает прогресс пациента в реабилитации и подбирает оптимальную программу перед проведением очередной тренировки для достижения наилучшего результата», – пояснил Дмитрий Самофалов. Заниматься можно не только в больнице или поликлинике, но и дома – тренажером можно управлять при помощи смартфона. Врач при этом может контролировать процесс дистанционно, с помощью данных, поступающих от тренажера.
Дмитрий Самофалов уже создал конструкцию устройства, провел моделирование различных режимов движения разработки, подобрал электронные компоненты для прототипа, создал концепт испытательного стенда для обучения нейронной сети. На данном этапе победитель конкурса заключил договоренность с двумя ведущими центрами неврологии и реабилитации для апробации разработки.