Сопредседатель Римского клуба, южноафриканский политик Мамфела Рамфеле, стала одним из инициаторов проекта «Земля для всех – руководство по выживанию человечества». Кадр из видео с канала Римского клуба на YouTube
Осенью 2018 года немалая часть мирового научного истеблишмента отмечала полувековой юбилей Римского клуба – одной из немногих сравнительно долгодействующих общественных организаций, привлекших внимание к «трудностям человечества». Позднее их стали называть феноменом глобальных проблем современной цивилизации – систему проблем, от позитивного решения которых зависит не только конструктивное развитие человечества, но и его историческое выживание.
К этой впечатляющей дате два со-президента Клуба, руководившие им с 2012 года, немецкий физик и политик Эрнст фон Вайцзеккер и шведский политик Андерс Вийкман выпустили в свет итоговое исследование «Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты». В нем, с одной стороны, подтверждалось неприятие Клубом «капиталистического потребительства», экспансия которого оборачивается драматической деградацией биосферы, а с другой – отмечалась необходимость формирования новой модели развития цивилизации, учитывающей в большей степени системные тренды мировой динамики.
Выполнение этого решения было отдано на откуп на срок до пяти лет (с 2018 года) президентам следующего поколения, женскому тандему – климатологу и специалисту в области устойчивого развития Сандрине Диксон-Деклев и южноафриканскому политику, борцу с апартеидом Мамфеле Рамфеле. С конца 2021 года ими и был запущен проект «Земля для всех – руководство по выживанию человечества» (Earth4All).
Earth4All – это совместное действие Римского клуба, Потсдамского института исследований воздействия климата, Стокгольмского центра устойчивости и Норвежской школы бизнеса. В основание этого научного процесса были положены две базисные наработки прошедших десятилетий.
Концепция LtG
Римский клуб в 1972 году прославился алармистскими выводами доклада «Пределы роста» (LtG), подготовленными небольшим коллективом 30-летних компьютерщиков под предводительством Денниса Медоуза.
Римскому клубу удалось инициировать проект, авторы которого, опираясь на метод глобального моделирования и экстраполируя мировую динамику в историческую перспективу, варьируя разные параметры мировой социоприродной системы (динамика народонаселения, промышленный и аграрный капитал, свободные земли, масштабы загрязнений и др.), пришли к следующему выводу: природные ресурсы биосферы входят в противоречие с неуклонно нарастающим потреблением увеличивающегося мирового населения; в перспективе социально-экологические последствия антропогенной деятельности чреваты обострением биосферной напряженности. Более того, если не изменить исторически сложившуюся модель цивилизационного развития, то выявляется высокая степень вероятности усиления загрязнения природной среды, сокращения продовольственного и энергетического душевого обеспечения.
Метод системной динамики (SD), примененный более полувека назад, связавший в единое целое процессы глобальной системы, работает и в современном проекте. Провидческий статус концепции LtG отчетливо проявляется и на полях Earth4All.
Рубикон близок?
В рамках концепции «планетарных границ» (pb), сформулированной в начале ХХI века на полях Стокгольмского центра устойчивости и Австралийского национального университета, рассматривается реальность пределов антропогенного воздействия на планетарную целостность. В соответствии с концепцией pb нарушение одной или нескольких планетарных границ, учитывая нелинейность возникающих процессов, предполагает возможность радикальных изменений в природной среде континентального и планетарного масштабов.
К началу третьей декады ХХI века выделено девять планетарных границ, из которых шесть уже пересечены: 1) изменение климата; 2) утрата целостности биосферы; 3) перемены земельной системы; 4) преобразования биогеохимических циклов (фосфора и азота); 5) введение в естественные экосистемы новых (антропогенных) материалов; 6) изменения гидросферы (загрязнения пресных водоемов).
Бразильские фавелы стали классическим примером социального неравенства и нищеты. Фото Reuters |
Пять шагов в будущее
В Earth4All выделяется «пять ключевых поворотов» – радикальных трансформаций для обеспечения благополучия глобального социума.
Шаг 1. Преобразование мировой энергетической структуры.
Конец «эпохи ископаемого топлива» рассматривается как объективный процесс, обусловливающий решение системных проблем современного глобального социума. При этом обвал международного спроса на традиционные энергоносители приведет, как предполагается, к деградации исторически сложившейся глобальной логистической и судоходной инфраструктуры, работающей для транспортировки значительных объемов нефти, газа и угля по всему миру.
Декарбонизация энергоресурсов – использование низкоуглеродистых материалов, возобновляемых источников энергии – существенный этап эффективности энергетической деятельности глобального социума.
Формулируется инновационный тезис, в соответствии с которым цивилизации для адекватного разрешения биосферной напряженности необходимо преодолеть эффективно работающий с начала 1970-х годов «принцип озеленения» деятельности, чтобы выйти в первой половине ХХI века на ее принципиально иной уровень. Доказывается, что именно неэффективное использование природно-ресурсного потенциала биосферы является базовой причиной деградации естественной среды. Цивилизация должна признать, что постоянное увеличение использования природных ресурсов, присущее ее исторической модели, объективно требует выхода на уровень «благополучного управления» в долгосрочной перспективе неуклонно возрастающим человечеством в традиционных планетарных границах. Иными словами, необходимо обеспечить такой уровень развития цивилизации, чтобы, с одной стороны, промышленно развитые страны сумели сохранить сравнительно высокий уровень потребностей (при этом существенно не отдаляясь от их рациональности); с другой стороны, потребности стран с низким уровнем доходов должны получить тренд на увеличение, обретя тем самым «достойный уровень жизни». Следовательно, регулирование мирового потребления ресурсов должно исходить из необходимости удовлетворения «основных потребностей человечества», не выходя при этом за «критические планетарные границы».
Пока подавляющая часть мирового энергетического баланса по-прежнему ориентирована на использование ископаемого топлива, процесс декарбонизации похож «на попытку похудеть за счет увеличения физических нагрузок при одновременном употреблении большого количества сладких закусок».
Шаг 2. Преобразование продовольственной системы.
Речь идет о масштабной трансформации мировой традиционной сельскохозяйственной структуры для обеспечения продовольственной безопасности и повышения экологической устойчивости в условиях меняющегося глобального климата. Рассматривается потенциальное положительное влияние на почвенную систему и урожайность масштабного перехода к регенеративному сельскому хозяйству, а также анализируется динамика его социализации, определяющая принятие такой практики национальными аграрными структурами.
Исторически сельское хозяйство имманентно связано с человеческим развитием. «Неолитическая», а затем и «зеленая» революции превратили биосферу в культивируемый социальный ландшафт, создав основу для современной социально-экономической структуры. Более того, «зеленая революция» середины ХХ века привела к значительному увеличению производительности аграрной системы за счет современной техники, искусственных удобрений и высокоселективных сортов сельскохозяйственных культур.
По мере роста мирового населения и спроса на сельскохозяйственную продукцию воздействие глобального социума на окружающую среду становится не только более масштабным, но и имеет долгосрочные последствия непосредственно для продовольственной безопасности цивилизации. Глобальные продовольственные системы будут по-прежнему сильно зависеть от экосистемных услуг и абиотических факторов, некоторые из них также будут ухудшаться (к примеру, климат), нарушая традиционную структуру планетарных границ: температурные параметры, количество пресной воды, биогеохимические потоки и др.
Утверждается, что современная практика традиционного земледелия оказывает все большее давление на многие подсистемы биосферы; сельское хозяйство рассматривается как одна из основных движущих сил опасных нарушений планетарных границ. Иначе говоря, повышать продуктивность уже существующих сельскохозяйственных систем надо таким образом, чтобы обеспечить продовольственную безопасность глобального социума, не подвергая при этом дальнейшему риску стабильность биосферы.
Преодоление негативных последствий традиционного земледелия связывается с представлением об «устойчивом сельском хозяйстве», которое, по определению ФАО, есть «управление и сохранение базы природных ресурсов и направленность технологических и институциональных изменений таким образом, чтобы обеспечить достижение и постоянное удовлетворение потребностей человека для настоящего и будущих поколений». В сущности, речь идет о современной трактовке «ресурсосберегающего земледелия», способности новых аграрных технологий восстанавливать деградированные сельскохозяйственные структуры.
Негативное воздействие на биосферу (выбросы парниковых газов и др.) продолжают оказывать США, большинство европейских стран, Россия, Китай, Япония и Индия. Фото Reuters |
Инициируется поиск ответа на вопрос: как преобразовать современную экономическую систему, чтобы в ее рамках можно было построить «справедливый и устойчивый социум»? Речь идет об экономике нового типа: экономика, парадигма которой трансформируется от «эго» (ориентация на удовлетворение потребностей индивидуума) к «эко» (учет экологической направленности развития); управление производительными процессами как сочетание экономических и природоохранных стереотипов; высокие технологии – новый тип технологической модели, тяготеющей к относительной замкнутости деятельности; социокультурная специфика как взаимосвязь экономических, экологических и социальных механизмов бытия (с акцентом на обучающие системы).
Утверждается, что бизнес с трудом отказывается от традиционной модели «эгосистемной экономики», вынужденно отвечая на экологические вызовы современности. При этом сложившиеся механизмы управления «не в состоянии эффективно решать возникающие проблемы». Технические специалисты подчас «манипулируют поведением всей системы», не учитывая в полной мере социальные интересы.
Предлагается система рекомендаций по трансформационным изменениям сложившейся модели развития. Во-первых, традиционной экономической модели рекомендуется преодолеть «экономический эгоизм», реально усилив тренд на природоохранный контекст бизнеса. Во-вторых, модернизация экономической операционной системы, которая должна осуществить реальную трансформацию от «эгоистической» к «экологической логике» деятельности. В-третьих, высоким технологиям предлагается не только адаптироваться к природным экосистемам, но и стремиться «ко всеобщему благосостоянию». В-четвертых, если трое из четырех граждан в странах G20 поддерживают преобразование социально-экономической системы для более эффективного решения социальных и экологических проблем нашего времени, то демократия должна стать более диалогичной, отвечая на актуальные вызовы общественного мнения. В-пятых, демократизация, проникая в инфраструктуру социального обучения, способствует трансформационной грамотности социума.
Подчеркивается, что переход от «разрозненного» к «более справедливому миру» требует, особенно в условиях ограниченной планеты, радикальных преобразований современного мирового порядка, глобальных трансформаций «экономической архитектуры». В условиях планетарной ограниченности и современной цивилизационной турбулентности становится все более отчетливо реальным тезис, в соответствии с которым «свободный рынок не есть отнюдь универсальный подход».
В сущности, речь идет о необходимости принципиальной трансформации экономической цивилизационной модели, в соответствии с которой концепция «коллективного благосостояния» получает преимущество по отношению к мировоззрению, где доминируют индивидуальные интересы. В грядущей экономической модели более активная роль в обеспечении «благосостояния для всех» в управлении ресурсами и выборе направлений экономической деятельности отводится государству, целевая установка которого – обеспечение населения основными качественными характеристиками бытия (качество среды обитания, уровень здравоохранения, образования, жилищных условий и т.п.). И если «традиционное государство» преимущественно ориентируется на управление общественными ресурсами для обеспечения высокого экономического роста, то грядущее «устойчивое государство» стремится к созданию «устойчивой универсальной экономики». Экономика нового (устойчивого) типа может несколько снизить высокие показатели роста, определяемые традиционными критериями ВВП, но значительно выигрывает за счет внимания к правам человека, экономической стабильности, природоохранной эффективности, то есть преодоления биосферной напряженности, снижения «катастрофического воздействия глобального социума на окружающую среду».
Предполагается, что государство нового типа будет исповедовать политический плюрализм, осознавая: западная демократия отнюдь не единственная форма политической системы. Однако «сильное государство» лучше приспособлено к новым вызовам современности.
Шаг 4. Сокращение мирового неравенства.
«Солидарность» и «равенство» рассматриваются как базовая предпосылка для достижения «управляемого роста», то есть возможности его регулирования в определенных пределах. Сравнение стран с разным уровнем дохода, оценивая специфику их антропогенных последствий на мировые естественные экосистемы, свидетельствует о необходимости уравнивания оценки их реального статуса в иерархии мирового социума.
К странам, продолжающим оказывать существенное негативное воздействие на биосферу (выбросы парниковых газов и др.), относятся США, большинство европейских стран, Россия и азиатские страны (Китай, Япония и Индия). Эти страны имеют энергоемкие модели потребления и модели развития с одними из самых высоких показателей потребления на душу населения в мире. В этом контексте лидерство, несомненно, принадлежит США.
Американцы составляют 5% населения мира, но потребляют более 20% мировых энергетических ресурсов. В среднем один американец потребляет столько же энергии, сколько более дюжины китайцев или почти 400 эфиопов.
Сегодняшний Китай является крупнейшим источником выбросов парниковых газов, опережая США, Индию и Россию.
Стереотипы «потребительского общества», усиленно стимулируя «покупательный синдром» населения, обостряя нагрузку на естественные ресурсы, ведут к опасной дестабилизации биосферных процессов.
Напротив, отказ от «ростовой экспансии» и гармоничное отношение к природе связывается с восточной ментальностью. В качестве примера приводятся традиции философии общины Диола (Сенегал): там рождение ребенка сопровождается посадкой нескольких пальм; когда молодые диолцы достигают брачного возраста, община разрешает им срубить часть этих пальм для постройки собственного дома – при этом их остаток идет на общинные нужды, используемые, в частности, на природоохранные цели.
Страны Севера и Юга дифференцируются как по доходам, так и по экологическим возможностям. Первые (большинство западных стран) – относятся к категории «экологические должники с высоким уровнем дохода»; вторые (многие африканские страны) – преимущественно составляют категорию «экологические кредиторы с низким и средним уровнем дохода». Именно африканские страны могут стать мировыми экологическими лидерами, вместе с тем повысив и национальный жизненный уровень населения.
Более того, страны Африканского континента уже к началу ХХI века имели реальные предпосылки для своего экономического динамизма «в пределах биоемкости своих экосистем». В последние два десятилетия Африка была одной из самых развивающихся мировых экономик, но и с растущими проблемами, особенно с системным социальным неравенством.
Африканская идеология, получающая мировое распространение на фоне экологического кризиса западных мировоззренческих установок, настойчиво продвигается как панацея от преодоления надвигающегося коллапса системы «человечество–биосфера» принцип зулусско-бантуской философии «убунту». Это южноафриканское направление этики и гуманистической философии, особое внимание уделяющее понятиям «верность» и «лояльность» в отношениях между человеком и человеком, человеком и природой.
В социально-экономическом контексте речь идет о «стратегии Degrowth», то есть преодоления мирового синдрома «ростовой экспансии». И в этом смысле, быть может, африканская модель не только обеспечит смягчение неравенства по линии Север–Юг, но и станет экологическим ориентиром перспективной динамики мировой цивилизации.
Шаг 5. Расширение прав женщин.
Вопрос о статусе женщины в мировом социуме – один из ключевых в системе противоречий современной цивилизации. Женщины все активнее участвуют в принятии политических решений как на национальном, так и на мировом уровне. Стереотипная модель семьи, в которой мужчина – добытчик, неуклонно меняет свою структуру.
Женщина стремится к равноправию в семье, гармоничному распределению обязанностей между супругами, сочетанию семейных и профессиональных ролевых функций. Пластичность женской ментальности в отличие от мужской «бульдозерности» больше соответствует современным моделям управления, где доминирует коммуникативность, партнерство и т.п. Женщина ХХI века неуклонно меняет архитектуру традиционных отношений, совмещая разные социальные функции, реализуясь в той или иной степени во всех ипостасях бытия.
И тем не менее обеспечение гендерного равенства и расширение прав женщин как одно из базовых требований современного развития отнюдь не утрачивает своей актуальности. Если в национальных экономиках женщинам будет уделено достойное место, это будет способствовать, что подчеркивается особо, достижению эффективных результатов, поддержанию быстрого восстановления и возвращения цивилизации на путь достижения целей в области устойчивого развития.
Нить Ариадны
Earth4All – проект, который, балансируя в турбулентности современных мировых процессов, фиксирует, с одной стороны, остроту и масштабность их противоречивости, а с другой – указывает конструктивное направление движения цивилизации в сторону повышения степени ее устойчивости. Именно туда, в неизведанную область мирового пространства, где расположился знаменитый ящик Пандоры, которая из последних сил удерживает в нем, не отпуская на волю, надежду – веру в позитивное будущее глобального социума.
Надолго ли хватит ее сил в постоянной борьбе с надвигающейся громадой драматической реальности?