0
15423
Газета Наука Печатная версия

12.03.2024 18:26:00

Академически респектабельная история идей

Русский след в исследовательской области, объясняющей появление интеллектуальных веяний

Элла Лаврик

Об авторе: Элла Григорьевна Лаврик – доктор исторических наук, Институт славяноведения РАН

Тэги: история, история россии, философия, общество


4-9-2480.jpg
Труд Иванова-Разумника «История русской
общественной мысли» (1906) переиздавался
еще шесть раз. 
Фото с сайта expositions.nlr.ru
Не в столь отдаленные времена среди интеллигенции бытовало (квази) ироничное суждение: Россия – родина слонов. Игнорирование участия таких отечественных исследователей, как Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов, 1878–1946), Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918), князь-марксист Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939), а также зарубежных, в том числе «философа на троне», первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика (1850–1937), в становлении предметной области «история идей» приводит к обратной реакции. Придется признавать, что Россия не является родиной даже медведей...

Эта ситуация побуждает тщательнее рассмотреть положения их трудов хотя бы в первом приближении (трехтомники Иванова-Разумника и Масарика изданы не без нашей инициативы и участия; первый выпущен с нашим «Послесловием», а впоследствии переведен на японский язык) и сравнить их с другими вариантами истории идей.

Эта любопытнейшая предметная область трактуется сегодня как поле современного исторического знания, связанного с изучением генезиса, становления, распространения и трансформации различных продуктов мыслительного труда в интеллектуальной культуре человечества. Ранее (еще в 1997 году в «Послесловии» к труду Иванова-Разумника) она определялась как совокупность знаний об исторических условиях появления общественных идей в связи с личностными судьбами их носителей, о культурном контексте их развития. Классическое определение еще предстоит выработать – и не без опоры на эти три трехтомника плюс двухтомника «История русской литературы» Святополка-Мирского.

Зародилась эта область исследований – история идей – в России в начале прошлого века, академическую респектабельность приобрела, как водится, в Германии в 1920-х годах. Третий шаг – ее доминирование на рынке идей с подачи американца Артура Лавджоя (1873–1962), автора ставшей всемирно знаменитой книги «Великая цепь бытия: исследование истории идеи» (1936).

Безличное «скифство»

Труд Иванова-Разумника «История русской общественной мысли» появился впервые в 1906 году, между двумя войнами, начавшейся в 1904 году (Русско-японская) и закончившейся в 1918 году (Первая мировая), и двумя революциями (1905–1907 годы и 1917 год – вместе с Гражданской войной 1922 года). В этот промежуток создавались и два других трехтомника.

Книга переиздавалась еще шесть раз: предпоследний – в 1923 году и последний – в 1997 году. В ней обосновывалось призвание интеллигенции как движущей силы общества с опорой на идею, носителями которой выступали нацеленные на индивидуализм высоконравственные личности. Подчеркивалась борьба с идеей мещанства, которую репрезентовала «сплоченная посредственность», ориентированная на безличные начала.

Идея манифестировалась в ряде теорий XIX века: мистической теории прогресса (20–30-е годы), позитивной теории прогресса (40-е годы), утилитаризма и нигилизма (60-е годы), «имманентного субъективизма» Петра Лаврова и Николая Михайловского (70-е годы), новых версий теории прогресса (легальные марксисты) и мистической теории прогресса (90-е годы).

Последняя ведет к воспроизведению на новой основе имманентного субъективизма, с которым соотносится установка на безличное «скифство». Иванов-Разумник, следуя Александру Герцену, признавал, что оно в огне революции может-де спасти от вымирания «мещанскую» Европу. Парадоксально, но этико-социологический индивидуализм Иванова-Разумника означает как раз «служение обществу в его идеальных, то есть просвещенных правдой, началах». Припоминается в этой связи аналогичный парадокс Владимира Соловьева в его оценке взглядов шестидесятников: человек произошел от обезьяны, следовательно, надо любить друг друга…

Иванов-Разумник поддерживал не только Февральскую, но и Октябрьскую революции. Однако в 1934 году «Литературная энциклопедия» упрекала его в том, что он-де осуществил отрыв истории идей от истории людей, мыслей от их реальных носителей, осуществляя процесс «идеологизации истории». Упрек, далекий от истины. История и идей, и людей изложена им обстоятельно и интересно – не случайно его книга была столь востребована.

Все же следует подчеркнуть три обстоятельства: термин «история идей» скорее проговаривается, чем определяется. Иванов-Разумник как никто другой сближал идею с профилем ее носителя. Кто уж осуществлял «идеологизацию» истории, так это марксисты – противники присущего ему «скифского начала». Но хорошо, что хотя бы в таком виде термин «история идей» – уже в ходе выпуска по этой теме немецко- и англоязычных работ – как-то соотносился с именем Иванова-Разумника.

«Особенности» не по Марксу

В начале трехтомника по истории идей Плеханова под тем же, что и у Иванова-Разумника, названием автор заявляет, что бытие определяет сознание. Посмотрим, однако, как он характеризует неустройство начала XVII века, которое осложнялось иностранной интервенцией: «Смута принудила людей Московского царства к самодеятельности. Но их вынужденная самодеятельность ярче всего выразилась в восстановлении и упрочении «вотчинной монархии».

4-11-2480.jpg
Мастерство В.Г. Плеханова как историка
проявилось в том, что он выявлял
и циркуляцию ключевых идей, заодно метко
характеризуя фигуры трансляторов. 
Фото Карла Буллы
Самодеятельность эта привела к чередовавшимся выборам «своего» царя, на роль которого претендовали то польские королевичи, то самозванцы, но в конце концов не без воздействия снизу был избран юный Михаил Романов. Бытие Московской Руси устоялось, и сознание должно было законсервироваться, но ориентация на западничество не исчезла с переменой польских влияний на немецкие.

Рассмотрение носителя одного из вариантов западных идей князя Василия Голицына выявляет еще одно противоречие во взглядах Плеханова. С одной стороны, он присягает на верность марксистскому тезису о первенстве общественного бытия над общественным сознанием, а также о борьбе классов как движителе социального развития. С другой – погружаясь в исторический материал, ему приходится признать: «Московское государство отличалось такой «самобытностью», благодаря которой даже классовая борьба случаев, служащих источником прогресса, очень часто служила в ней источником застоя».

Ситуация сложилась, согласно Плеханову, так: реформированию положения крестьян по более медленному пути Голицына помешало форсированное реформирование Петра, сильнее их закрепостившее. Так было в истории России не раз, констатировал он, предвидя и новые пароксизмы революционаризма и охранительства. «У нас же и в XIX веке в среде прогрессистов долго не исчезало то убеждение, что правительство должно и может идти впереди «общества». В этом заключается одна из относительных особенностей развития нашей общественной мысли, коренящихся в относительных особенностях нашего исторического процесса». «Особенностях» не по Марксу…

Третий том посвящен временам Екатерины II и Павла I. Источниковая база тома – изящная литература, выражение через политические экспектации писателей Александра Сумарокова, Дениса фон-Визина, наконец, Александра Радищева. Но также Наказ Екатерины, документы Комиссии об Уложении и т.д. Мастерство Плеханова как историка идей (в отличие от Иванова-Разумника и Масарика) сводится к тому, что он на этой крайне скудной почве источников выявлял и циркуляцию ключевых идей, и их социально-психологические параметры, заодно метко характеризуя фигуры трансляторов.

После Великой французской революции параметры диалога России с Западом изменились: просветители отходили на второй план, а приверженцы их идей в России начали подвергаться пока что мягким притеснениям. Зазвучал мотив: «Мы родились, в то время когда Запад умирает» (он приобрел особое развитие уже в XIX веке).

Со стороны же мыслителей Запада появилось убеждение, что в России – отсталой стране – разуму как раз легче одерживать победы, а просвещенный абсолютизм как форма политической организации в наилучшей степени этому способствует. Так считали в XVIII веке Дидро (до него – Юрий Крижанич в XVII веке и после него, к примеру, Джордж Сорос).

Взгляды Плеханова на соотношение России и Европы в XVIII веке особо примечательны. Вначале Россия прорубала окно в Европу. Затем наблюдалось некое равновесие – с результирующим расширением империи на юг (в итоге русско-турецких войн), далекий восток (вплоть до освоения североамериканских берегов) и на запад (за счет разделов Польши). С конца XVIII века и до начала XX века уже Европа начала проникать в Россию (Евразию) – нашествие Наполеона с дальней мыслью отнять у Англии Индию наиболее ярко манифестирует эту попытку; было нашествие и еще одного Наполеона – в 1853 году через Крым. Ко времени завершения трехтомника ожидалось новое «прорубливание» – уже австро-венгро-немецкое в Первую мировую войну при содействии совсем недавних междоусобных врагов: турок и болгар.

Все эти токи пронизывали текст Плеханова, остановившийся на рассмотрении ситуации XVIII века. Текст этот в чем-то образцовый в плане сочетаемости описаний времен и времени описания, по данному параметру его можно считать классическим в отечественном варианте истории идей. Ценность книги Плеханова лишь возрастает со временем, хотя ссылки на нее обнаруживаются с трудом (хорошо еще, что она размещена в интернете). По ее прочтении создается впечатление, что Плеханов лишь числится по ведомству марксизма – или это особый марксизм оборонческого толка. Ибо он в полной мере доказывает как первозданную оригинальность идей русской общественной мысли, так и уникальность судеб ее носителей.

4-11-1480.jpg
Только люди, ничего не знающие о характере
исторических данных, пользуются романом
как историческим источником. 
Константин Маковский. Минин на площади
Нижнего Новгорода, призывающий народ 
к пожертвованиям. 1896 г. Нижегородский
государственный художественный музей
Самые непредсказуемые времена

Трехтомник «Россия и Европа» Масарик создавал после трехтомника Иванова-Разумника и до трехтомника Плеханова. Он также в основном ориентировался на массив русской литературы и адресовался, судя по пожеланиям самого автора, русскоязычному читателю, до которого дошел в полном виде почти столетие спустя (2000–2004 годы).

Масариком шире привлекались философские построения, четче анализировались политические противостояния носителей идеи России с носителями идеи Европы. Хронологические рамки исследования: от идеи Москвы как третьего Рима – до взглядов носителя ультраиндивидуализма Бориса Савинкова (Ропшина).

Нельзя не сказать и о некой политической ангажированности труда Масарика: он находился в поле зрения и противника России – Германии, и ее союзника – Великобритании. Английский славист Роберт Сетон-Уотсон (1859–1951) заметил, что труд Масарика был одной из настольных книг специалистов генерального штаба германской армии. Сам Сетон-Уотсон приложил немало усилий, чтобы трехтомник появился и на английском языке в 1919 году – вряд ли можно сомневаться в том, что и у специалистов по «загадочной России» она тоже находилась на столе.

И все же глубинное понимание сущности соотношения России и Европы достигнуто не было ни ее союзниками, ни ее противниками (начавшимися меняться местами). Это вело к политическому непониманию сути происходящих в России событий. Что-то похожее наблюдается и сегодня.

Масарик, признавая неотвратимость революции и осуждая следующие за ней насильственные проявления, все же призывал считаться с ее результатами в самые непредсказуемые времена. Действительно, через год после его смерти «европейская» Германия раздавила чехословацкую государственность. А ведь Чехословакию готова была поддержать советская Россия, но не цивилизованные Англия с Францией.

Приведем заключающие книгу слова: «Обширная европейская литература о России доказывает, что философский интерес к этой стране и к возможностям ее развития существует. Этот интерес растет, так что сейчас можно говорить о русификации Европы в не меньшей степени, чем об европеизации России. Это сказывается не только в постоянно увеличивающемся с XVIII века политическом влиянии России в Европе, но и в заинтересованном восприятии русской литературы, которая способствовала вовлечению читающих европейцев во внутренние проблемы этой страны. Мы помним, что прославляли Россию Вольтер и Гердер, сегодня к ним присоединились Ницше и Метерлинк, а также многие другие писатели, воспринявшие русские идеи и идеалы. Да, социолог и философ истории многому может научиться в России».

А вот слова Масарика из «Введения» его книги: «Россия – это тоже Европа. Поэтому, противопоставляя Россию и Европу, я сравниваю две эпохи; Европа не чужда России по своей сути, но все же пока и не совсем своя».

Надо подчеркнуть, что в 2003 году во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета был открыт бюст в память его почетного профессора Т.Г. Масарика. На нем написаны – на русском и чешском языках – его примечательные слова: «Я посетил многие страны мира, но должен признаться, что Россия была и остается для меня самой интересной страной». Приводя их, не побоимся потревожить дух склонного к русофобским интенциям в своей политике президента уже только Чехии Вацлава Гавела и ныне усугубляющих эти интенции двух Петров: президента Павела и премьер-министра Фиалы… Кстати говоря, все три клялись и клянутся в преданности заветам Масарика.

Иррадиация идей

Книга Масарика первоначально вышла на немецком языке и, думается, повлияла на создание немецкого варианта истории идей. Понятие «Ideengeschichte» впервые было употреблено литературоведом Германом Корфом (1882–1963) в 1923 году в его книге о временах Гёте. Автор удачно выбрал для репрезентации данного понятия именно период «штурм унд дранг» – «бури и натиска». Он ознаменовался литературным бунтом 1770–1780 годов, а обернулся поворотом в общественной мысли: начали прославляться и внедряться в жизнь мещанские добродетели, зазвучали призывы к национальной самобытности, допускались и протесты против деспотизма – религиозного и светского.

В этой атмосфере выросли идеи Гёте и Шиллера. Роман первого «Страдания молодого Вертера» (1774) породил эпидемию самоубийств, что тоже служило подтверждением феномена иррадиации идей: от литературы в жизнь.

Предметная область Ideengeschichte разрабатывалась и Фридрихом Мейнеке (1892–1954), подчеркивающим роль «идеи индивидуальности» и «идеи развития», ставя акцент в их истолковании не только на «внешнем» объяснении, но и на «внутреннем», «живом» понимании, включающем фантазию, интуицию, ощущение, сочувствие, любовь. Однако только в 2007 году начал выходить немецкоязычный журнал по этой теме. К этому времени в Германии определились и другие подобласти истории идей: политическая, юридическая и даже приватная история идей.

В биографии Лавджоя указывалось, что этот сын американского миссионера и немки родился и провел младенческие годы в Германии. Однако «дух Америки» превозмог «немецкий след», и приоритет основания истории идей приписывается именно ему, причем особо громко говорится об этом в нашем веке. В его понимании одна из задач истории идей как исследовательской области – попытка применить особый аналитический метод для понимания того, как рождаются идеи, появляются новые верования и интеллектуальные веяния, объяснить их трансформацию и влиятельность, пролить свет на то, почему учения, господствуя в одном поколении, в другом теряют власть над умами.

Особенно удалось, на наш взгляд, Лавджою описание процессов своеобразной материализации идей. Так, оформившаяся в Англии еще в XVII веке идея естественности породила на континенте моду на ландшафтные парки. В Германии они так и назывались – englischer Garten, а тамошние романтики утверждали: мир – это огромный английский сад.

Идея естественности обогатилась новыми красками, добравшись и до России. В значительной степени это просматривается в истории литературы, представляющей пункты фиксации, которые воздействуют на движение идей. Однако важно и то, как они воздействуют на воображение, на эмоции и на поведение людей.

Подобного рода наблюдения американского ученого вполне релевантны, но всей предметной области истории идей они не охватывают, и выпускаемый им с 1940 года англоязычный «Журнал по истории идей» – тоже. Более того, и книги Лавджоя, и посвященные ему десятки статей, диссертаций, других разработок на фоне забвения указанных отечественных трудов сегодня можно трактовать как проявление своеобразного «информационного империализма», выводя за скобки политические аллюзии на этот термин.

«Медведи» в лесах русской мысли

Завершим наш обзор возвращением к истории идей в варианте отечественном. В 1926–1927 годах вышли две книги Святополка-Мирского на английском языке, значимо повысившие интерес англоязычных читателей, причем не только специалистов, к русской литературе в ракурсе истории идей, ею прокламируемых. Первая книга – от ранних времен к смерти Федора Достоевского, вторая – о периоде до 1925 года. Обе соединились в одну в 1949 году, а в Лондоне в 1992 году наконец-то вышел ее русскоязычный перевод. Отечественному читателю книга была представлена в 2001 году издательством в Магадане – крайне низким тиражом. Зато недалеко от того места, где князь-марксист нашел вечный покой (затем вышли еще четыре издания).

По нашему убеждению, книга явилась своеобразным продолжением того, что является предметной областью «история идей», хотя она разрабатывалась в далеком Лондоне.

Труд Иванова-Разумника находится к труду Святополка-Мирского в отношении комплементарности (взаимной дополнительности). Остается добавить, что Иванов-Разумник готов был принять революцию через свое скифство, а Святополк-Мирский противостоял ей в войсках Деникина. Затем первый начал хулить Ленина, особенно когда покинул пределы страны вместе с германскими войсками (у него была жена-немка), в то время как второй Владимира Ильича хвалил.

Святополк-Мирский, имея в виду Иванова-Разумника, утверждал: «Возникает соблазн рассматривать ее (русскую литературу во всем богатстве проявлений) как источник информации об истории русской общественной мысли, и только люди, ничего не знающие ни о природе художественной литературы, ни о характере исторических данных, пользуются романом как историческим источником, за исключением тех случаев, когда литературное свидетельство подкрепляется внелитературным источником».

Конечно, этот грех был присущ не только Иванову-Разумнику. Двух других классиков истории идей Святополк-Мирский просто не замечал: о Плеханове писал лишь в иных контекстах, Масарика же не упоминал вовсе. Все же для новой генерации критиков – в том числе как для участников объединения ЛЕФ, так и для формалистов, по его убеждению, «характерен интерес и глубокое проникновение в процессы истории». Самое последнее положение труда – высокая похвала Осипу Мандельштаму-критику за его статьи, «богатые мыслями и переполненные идеями». Последнее слово в этом предложении – ключевое и для всей книги, которую можно трактовать как классический труд в предметной области «история идей».

Несколько слов о перспективах. В Санкт-Петербурге есть научно-исследовательский Центр истории идей, основанный в 1995 году, а в Москве –Российское Общество интеллектуальной истории (его основатель и президент – член-корреспондент РАН Л.П. Репина), издающее интереснейший исторический альманах «Диалог со временем». В нем появилась и наша статья о Святополке-Мирском (2023, № 85). Труды князя-коммуниста по истории русской литературы, ставшие классикой для англоязычных читателей с середины 1920-х годов, а для русскоязычных с начала 1990-х годов, утверждают, что прерывания отечественного варианта истории идей не было. Да и сегодня «медведи» в лесах русской мысли переводиться не собираются, продолжая разрабатывать проблемную область «история идей»…


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1290
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
530
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
492
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1098

Другие новости