0
14427
Газета Наука и технологии Печатная версия

21.11.2023 17:03:00

17 мгновений устойчивого развития

ESG-рейтинги как инструменты динамичного развития современных университетов

Михаил Иоффе

Об авторе: Михаил Яковлевич Иоффе – профессор, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ.

Тэги: устойчивое развитие, esg, esg рейтинг


устойчивое развитие, esg, esg рейтинг Студенты австралийских университетов на практике изучают естественно-научные основы целей устойчивого развития. Фото с сайта www.cdu.edu.au

Группой ученых из томских, новосибирских и московских вузов очень четко определена роль университетов в условиях сегодняшних глобальных вызовов (см.: Нехода Е.В., Краковецкая И.В., Каз М.С., Редикова Н.А., Воробьев Е.С. Университеты в ESG-повестке: подходы к оценке устойчивых практик // Креативная экономика, т. 17, № 7, 2023).

По их мнению, на современном этапе актуализируется роль вузов в обеспечении условий для устойчивого развития общества. «Они больше, чем другие акторы современного социального процесса, обладают креативным и инновационным потенциалом, – утверждают авторы. – Более того, университеты начинают играть «третью роль», оказывать влияние на территории и местные сообщества, на качество среды проживания людей путем просвещения и коммуникаций, привлечения талантов и творческого подхода к решению проблем. Таким образом, университеты способны более эффективно аккумулировать идеи социальной сплоченности, ответственного поведения и устойчивого развития».

ЦУР сквозь призму рейтингов

Для российских вузов до последнего времени представлял особый интерес специализированный рейтинг THE Impact Rankinq британского издания Times Higher Education, который стартовал в 2019 году. Этот глобальный рейтинг показывает, как университеты содействуют решению насущных проблем человечества: от искоренения нищеты, содействия хорошему здоровью и благополучию до обеспечения гендерного равенства и принятия мер по борьбе с климатическим кризисом.

При этом международный рейтинг THE оценивает вклад вузов в достижение целей устойчивого развития (ЦУР ООН), базируясь на анализе различных направлений деятельности университетов. Напомним, эффективность университетов оценивается в рамках 17 ЦУР. Этот список целей устойчивого развития информативен сам по себе: 1. Ликвидация нищеты. 2. Ликвидация голода. 3. Обеспечение здорового образа жизни. 4. Обеспечение качественного образования. 5. Гендерное равенство. 6. Рациональное использование водных ресурсов и санитария. 7. Обеспечение доступа к недорогим и надежным источникам энергии. 8. Содействие устойчивому экономическому росту. 9. Содействие индустриализации и внедрению инноваций. 10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними. 11. Открытость, безопасность и устойчивость городов и сел. 12. Рациональное потребление и производство. 13. Борьба с изменением климата и его последствиями. 14. Сохранение и рациональное использование океанов и морей. 15. Защита и восстановление экосистем суши. 16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ. 17. Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития.

Университеты могут предоставлять данные по максимально возможному количеству этих ЦУР. Любой университет, который предоставляет данные по ЦУР 17 и по крайней мере трем другим ЦУР, включается в общий рейтинг.

В 2023 году в THE Impact Rankinq представлен 1591 университет из 112 стран мира, что на 184 больше, чем в прошлом году. Явное свидетельство того, какое внимание существует в мировой академической среде к достижению глобальных целей устойчивого развития, определенных ООН.

В общем рейтинге Новая Зеландия и Австралия имеют наибольшую долю университетов в топ-100 из всех 112 стран (88% и 63% соответственно). За ними вплотную следует Канада (52%). Среди участников рейтинга – 86 российских университетов. Наилучшие результаты (201–300 позиция) показали Казанский федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, РУДН.

Неплохие позиции (301–400) заняли: Алтайский государственный университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана и Иркутский национальный исследовательский технический университет. В течение всего периода функционирования THE Impact Rankinq стабильно занимают высокие позиции такие вузы, как Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого и Алтайский государственный университет, которые наряду с РЭУ им. Г.В. Плеханова в 2019–2020 годах ранжировались в топ-100 лучших вузов по повестке ЦУР ООН.

Некоторое видимое «ухудшение» позиций вышеназванных и других российских университетов в рейтинге за 2023 год связано с обострением конкуренции среди вузов, и прежде всего с увеличением числа участников рейтинга с 467 в 2019 году до 1591 университета в 2023 году, то есть почти в 3,5 раза.

«Фоновые» университеты

Весьма примечательная деталь в динамике обнаруживается при внимательном изучении рассматриваемого рейтинга университетов по ЦУР ООН с 2019 по 2023 год. Если в первый год формирования этого рейтинга МГУ им. М.В. Ломоносова занимал 201–300 позицию из 467 университетов, то в 2023 году его уже нет в числе участников британского рейтинга THE по ЦУР ООН. Но нет и некоторых других ведущих университетов России, таких как Санкт-Петербургский госуниверситет, НИУ «Высшая школа экономики», МГИМО и ряда других.

«Бойкот» поддержали практически все элитные мировые вузы, постоянно попадающие в десятку лучших во всех престижных международных рейтингах: QS, THE, Шанхайский ARWU, Московский международный рейтинг «Три миссии университетов» (MosPUR The Thzee University Missions). Прежде всего это американские и британские университеты – от Гарварда до Оксфорда.

Как правило, главная цель элитных вузов – давать качественное образование, базирующееся на серьезной научной базе. Решение этой задачи, естественно, требует высоких издержек этих научно-образовательных учреждений. Как их покрывать? По экспертным оценкам, до 30% бюджета американских вузов составляют средства эндаументов (целевые фонды университетов, сформированные за счет пожертвований, в основном – выпускников). Например, в 2022 году благотворители выделили университетам США более 60 млрд долл.

Все это позволяет конкурировать подобным вузам за высокие позиции в мировых рейтингах. Большинство же региональных вузов, имеющих меньший ресурсный потенциал, являются как бы «фоном», поддерживающим «элитность» лидеров рейтингов и, следовательно, создающих привлекательность для будущих абитуриентов.

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий утверждает, например, что «Шанхайский рейтинг» создавался в связи с тем, что Китай за государственный счет направлял большое количество молодых людей обучаться за рубеж. Необходимо было выделить университеты, в которых они смогут получить не только хорошее образование, но и наладить важные для страны связи».

Садовничий делает весьма жесткий, но справедливый вывод, что «рейтинг – это инструмент конкурентной борьбы, битвы за умы».

К сожалению, такой подход явно принижает гуманистический смысл высшего образования. А ведь именно этот аспект характеризует вовлеченность университетов в реализацию целей устойчивого развития общества.

Заблокированные профили

Попытка оценивания университетов по степени их влияния на общество впервые была предпринята в 2017 году в Московском международном рейтинге «Три миссии университетов» (субрейтинг «Университет и общество»). Однако в нем не в полной мере были сформулированы принципы и обоснован смысл критериев, которые соответствовали бы концепции социальной ответственности, устойчивого развития общества – 17 целей устойчивого развития ООН.

По существу, была проигнорирована повестка ESG (environment – окружающая среда; social – социальное развитие, governance – корпоративное управление).

14-15-650.JPG
Источник: Нехода Е.В., Краковецкая И.В., Каз М.С., Редикова Н.А., Воробьев Е.С.
«Университеты в ESG-повестке: подходы к оценке устойчивых практик» //
Креативная экономика, т. 17, № 7, 2023.


















В этом смысле международный специализированный Times Higher Education Universitсе Impact Rankings, стартовавший в 2019 году, оценивающий вклад вузов в достижение целей устойчивого развития, реализует комплексный подход, учитывает важность всех составляющих ESG-повестки. Это выгодно отличает его от Московского рейтинга (MosIUR). Как раз этот факт и подтверждает статья российских исследователей, которую мы приводили выше: «Университеты в ESG-повестке: подходы к оценке устойчивых практик». Сравнительный анализ специализированного рейтинга THE и MosIUP, оценивающий вклад университетов в устойчивое развитие общества, приведен в таблице, взятой из цитированной выше статьи российских исследователей.

Возвращаясь к вопросу об элитных и региональных вузах, следует отметить, что рейтинг THE уравнивает шансы последних занять более высокие позиции, демонстрируя их приверженность ESG-повестке. К примеру, в рейтинге THE за 2023 год такие региональные российские вузы, как Алтайский госуниверситет и Иркутский национальный исследовательский технический университет занимают 301–400 места из 1600 вузов. А в Московском международном рейтинге «Три миссии университетов» – позиции 1501–1750 из 2000 университетов. Между тем Московский рейтинг позиционируется разработчиком как учитывающий влияние университетов на общество.

Вместе с тем, как отмечают авторы вышеприведенной таблицы, несмотря на то что рейтинг THE является одним из самых популярных в мировом сообществе, однако он демонстрирует высокую зависимость влияния геополитических факторов на результаты оценивания вузов. Так, в THE Impact за 2023 год из рейтинга по ЦУР-16 «Мир, правосудие и эффективные институты» исключены вузы России и Белоруссии. Это в значительной степени повлияло на их итоговую оценку. Также заблокированы профили российских и белорусских университетов в экосистемах рейтинга.

Приоритетная миссия

Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов, адепт ESG-повестки для университетов в реализации целей устойчивого развития, в своем выступлении на Восточном экономическом форуме в 2023 году отмечал: «Целесообразно продумать инициативы, направленные на повышение вовлеченности российских вузов в реализацию ЦУР. Начать можно с создания специальной платформы «Университеты России в интересах устойчивого развития», где можно было бы организовать широкое информирование и обмен лучшими практиками. Думаю, нам необходим и собственный национальный рейтинг вузов в этой сфере».

Сегодня в России существуют два национальных рейтинга, оценивающих разные направления ESG-повестки вузов.

Прежде всего это рейтинг влиятельности вузов России (RAEX). Он определяет высшие учебные заведения, оказывающие наибольшее влияние на общество. Оценка производится по критериям «Авторитет среди молодежи», «Влияние на научное сообщество», «Формирование элит» и «Влияние на интернет-аудиторию». В большей степени отражается социальный фактор ESG-повестки. Рейтинг «Зеленых вузов России» отражает конкретную экологическую составляющую ESG-повестки вузов. Производится оценка образовательной и научно-исследовательской деятельности в области экологии, экологического просветительства и экокультуры, а также деятельности по снижению экологического следа и реализации «зеленых практик».

По мнению генерального директора рейтингового агентства RAEX Дмитрия Гришанкова, сегодня, когда авторы зарубежных глобальных рейтингов заявляют, что не могут гарантировать отражение реальных позиций российских университетов на мировой арене, особое значение приобретает международный рейтинг «Три миссии университетов». Такой же позиции придерживаются многие эксперты, которые считают, что российский специализированный ESG-рейтинг устойчивости вузов может стать элементом национальной экосистемы рейтинга «MosIUR».

Кроме того, отдельные блоки критериев, такие как «Зеленый кампус», «Устойчивое управление», «Просвещение и взаимодействие» и др., могут быть включены в мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций Российской Федерации. Результаты проведенных зарубежными учеными исследований демонстрируют факт того, что в целях устойчивого развития ООН преобладает социальный фактор (52,4%), но при этом доля экологического (25,3%) и экономического (27,3%) измерений также существенны.

Представляется важным принимать во внимание эту специфику при разработке национального специализированного ESG-рейтинга устойчивости вузов. Целесообразно учитывать эффективность взаимодействия всех заинтересованных сторон этого процесса, и прежде всего бизнеса, который является основным индустриальным партнером вузов.

Возвращение гуманистического смысла

До 1 ноября 2023 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» должны были разработать стандарт социального капитала бизнеса и включить в него стимулы для предпринимателей. Соответствующее поручение давал президент РФ Владимир Путин.

За основу предлагается взять принципы ответственного ведения бизнеса. Среди них стабильное стратегическое развитие, забота о сотрудниках и членах их семей, поддержка социальных программ, реализация проектов, связанных с охраной окружающей среды, укрепление своей страны.

Необходимо синхронизировать основные принципы и критерии ESG-повестки бизнеса и университетов. От их эффективного взаимодействия зависит достижение целей устойчивого развития.

Несомненно, с учетом высказанных выше замечаний и сегодняшней объективной целесообразности следует фундаментально переработать методологию Московского международного рейтинга «Три миссии университетов». Желательно сделать более открытой базу данных этого рейтинга. Так, автор статьи встретил отказ рейтингового агентства RAEX, занимающегося анализом базы данных рейтинга, в получении соответствующих данных, к примеру, по субрейтингу «Университет и общество».

К сожалению, Агентство капитализирует базу данных через образовательные организации, с которыми заключает договор о предоставлении базы данных на платной основе. Такой подход лишает индивидуального исследователя иметь свободный доступ к первоисточнику. Кстати, в специализированном рейтинге по целям устойчивого развития The impact Rankings вся база данных имеет открытый бесплатный доступ в интернете.

По утверждению агентства RAEX, сегодня многие российские университеты декларируют свою приверженность принципам устойчивого развития. Однако на практике единого понимания роли и функционала вузов в этой сфере пока не сложилось. Одни университеты видят свою задачу в формальном соответствии целям устойчивого развития ООН, вторые – в подготовке профильных специалистов, третьи – во внедрении ресурсосберегающих практик в повседневный студенческий быт.

Между тем именно высшей школе вполне по силам стать центром, формирующим долгосрочные тренды устойчивого развития страны. Ведь университет располагает уникальными инструментами влияния на общество: образовательными, воспитательными, социальными.

В преамбуле к программе панельной секции молодежного Восточного экономического форума (ВЭФ) была четко очерчена роль университетов на современном этапе и задачи вовлечения молодежи в созидательную повестку развития страны: «В настоящее время перед университетами России в условиях сложной геополитической обстановки и небывалого санкционного давления стоят задачи подготовки специалистов, обладающих знаниями и волей к преобразованию отечественной экономики в условиях внешних ограничений. Эти задачи обусловливают глубокую переработку содержания образовательных программ в университетах, создание особой среды обучения, которая будет способствовать укоренению понимания необходимости служения стране и обществу у студентов. Обучение служением – это ресурс для новой образовательной реальности, который окажется одним из наиболее востребованных, поскольку возвращает образовательному процессу глубинный гуманистический смысл, наполняет образование реальной практической деятельностью, соединенной с очевидной общественной пользой».

Несомненно, современному молодому поколению очень важно чувствовать свою причастность к решению проблем, стоящих перед современным человечеством, перед нашим государством и обществом. Высшие учебные заведения должны научить людей видеть такие проблемы, жить с ними и стремиться к их решению. Как раз целью нового учебного модуля – «Обучение служением», который стартовал в 100 пилотных вузах РФ в сентябре 2023 года, является усиление «гражданственности, патриотизма, лидерства, традиционных ценностей» у российских студентов. 


Читайте также


Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Виктор Лось

В рамках цивилизации ближайшего будущего ведущую роль будут играть ориенталистские стереотипы

0
32423
ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

Василий Столбунов

0
3692
Случались ли периоды устойчивого развития в истории цивилизаций

Случались ли периоды устойчивого развития в истории цивилизаций

Александр Минин

Экосистемные услуги природы

0
5676
Особый путь энергоперехода в России

Особый путь энергоперехода в России

Глеб Тукалин

Гидроэнергетика, газификация, новые технологии переработки угля могут быть драйверами масштабных изменений в энергетике

0
3135

Другие новости