В Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» состоялся научный семинар имени профессора Б.И. Кудрина «Общая и прикладная ценология».
Еще в 1970-е годы доктор технических наук Борис Иванович Кудрин (1934–2020), обобщив основные известные на тот момент статистические закономерности поведения социальных систем (закон Лотки – распределения ученых по продуктивности; закон Ципфа – частотный и ранговый анализ текстов; закон Брэдфорда – кумулятивный закон рассеяния публикаций по одной тематике в системе периодических и продолжающихся изданий), распространил эти законы, так называемое гиперболическое распределение (Н-распределение, читается – «аш-распределение»), на область всего технического. Гиперболический закон оказался применим ко всем областям существующего, складывающегося, ожидаемого и, главное, неожидаемого технического. Техника, технологии, материалы, продукция, отходы – как некая целостность. Для обозначения этой целостности как объекта изучения Б.И. Кудрин вводит новое понятие и область исследования – технетика.
Однако предложенный им подход оказался чрезвычайно мощным средством исследования устойчивости ценозов любой природы – не только техноценозов. Выступивший на семинаре доктор философcких наук, профессор Вадим Розин подчеркнул, что Борису Кудрину удалось «описать и промоделировать технику в лучших традициях естествознания, хотя техника не является объектом первой природы... Учение о функционировании техноценозов фактически стало полноправным направлением в историко-научных исследованиях».
Действительно, понятие «ценоз» было заимствовано Кудриным из биологии, где оно всегда широко использовалось. Сам Борис Кудрин ценоз (любой природы, не только технический) определял так: «Речь идет об умозрительном познании несомненно существующего материального образования… которое идентифицируется вполне очевидным образом, но которое именно как объект познания не дано материально, а задано нами – как задается математическая абстракция».
Оказалась, что эта абстракция обладает высокой степенью универсальности в описании закономерностей развития и функционирования самых разнообразных – от техники и электрических систем до социологии и истории – областей человеческой деятельности. Отсюда и такое разнообразие тем докладов, представленных к обсуждению на семинаре: «Экологическая история технологий, техники, техносферы XX–XXI веков и перспективы», «Дизайн научного исследования экономических ценозов», «Пространство-время и причинность ценозов и систем», «Техноценозы и золотое сечение в системах электроснабжения», «Ценологическая интерпретация динамики формирования коллекций».
Научный руководитель семинара доктор технических наук, профессор Балтийского федерального университета имени И. Канта (Калининград) Виктор Гнатюк в своем сообщении «Еще раз о негауссовости в техноценозе» отметил, что «ценоз – это модель для исследования, а не объект исследования как таковой». Объект – социально-экономико-техническая система (СЭТ-система). Любопытно, что математический аппарат этой модели на примере электропотребления регионов позволил, например, выявить эффекты, аналогичные происходящим... в микромире. Модель (ценоз электротехнического комплекса Калининградской области, например) обнаруживает аналогии с классическими квантовыми эффектами.
Есть один нюанс, и о нем напомнил Марк Розин. Рассмотрение техники как ценоза предполагает стабильные социально-экономические условия. Но это отдельная тема, которая, по-видимому, нуждается и в философской, и в метаматематической рефлексии.