0
24440
Газета Наука Печатная версия

26.10.2023 09:00:00

В науку со школьной скамьи

Ученики специализированных учебных научных центров при вузах умеют создавать дроны и подводные камеры

Тэги: наука и университеты, образование, технологии, СУНЦ, 3Dмоделирование


наука и университеты, образование, технологии, СУНЦ, 3D-моделирование Лаборатория 3D-моделирования и прототипирования – место, где учащиеся могут экспериментировать, исследовать новые подходы, воплощать свои идеи в жизнь. Фото пресс-службы КНИТУ-КАИ

В современном мире готовить квалифицированных специалистов для инновационного развития нужно со школьной скамьи. Такой кузницей научных кадров для страны стали специализированные учебные научные центры (СУНЦ), созданные по национальному проекту «Наука и университеты». Это подразделения вузов, в которых проходят подготовку одаренные школьники 8–11-х классов. Здесь созданы условия для максимального погружения в учебу, науку, творчество. А помогают в этом высококлассные наставники и передовое оборудование.

Сеть СУНЦ насчитывает 10 центров в 9 регионах страны. Они функционируют при ведущих российских вузах. Обучение выстроено по системе интерната, что позволяет проводить отбор старшеклассников из разных регионов России. Задача СУНЦ – обеспечить творческое развитие школьников, вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность, повысить уровень профильного образования.

Один из таких центров – Инженерный лицей-интернат Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – Казанского авиационного института (КНИТУ-КАИ). Лицей видит своей миссией воспитание будущих технологических лидеров. Программа предполагает углубленное изучение математики, физики, информатики, технологии. Предусмотрено и дополнительное интенсивное освоение таких направлений, как моделирование и проектирование, современные производственные технологии, электроника, прикладное программирование. Большая часть внеучебного времени выделяется на преподавание спецкурсов инженерной направленности – физпрактикума, инженерной графики, прототипирования, авиамоделирования, робототехники, композитных технологий, радиоэлектроники, электромонтажа, токарных и фрезерных работ на станках с числовым программным управлением (ЧПУ).

Лицеистов регулярно знакомят с настоящим современным производством: они ездят на экскурсии в инжиниринговые компании и на современные промышленные предприятия, участвуют в российских и международных конкурсах. Обучение инженерному делу неразрывно связано с активным участием в техническом творчестве. В лицее есть проектная зона площадью более 800 кв. м, где ребята могут реализовать свой инновационный проект, начиная от идеи и заканчивая готовым продуктом. Для этого они могут воспользоваться современным оборудованием и расходными материалами, научными и методическими консультациями.

Особое внимание лицей уделяет техническому оснащению. Недавно, благодаря национальному проекту «Наука и университеты», здесь появилась современная лаборатория 3D-моделирования и прототипирования. Благодаря занятиям в ней лицеисты стали регулярно побеждать со своими проектами в национальных и международных конкурсах и соревнованиях.

В лаборатории собрано самое передовое техническое оборудование. Учащиеся могут воспользоваться, к примеру, фотополимерными и 3D-принтерами с малым и большим объемом печати, а также 10 малыми 3D-принтерами и одним большим, работающим по современным технологиям. Кроме того, для работы есть стационарный и ручные лазерные 3D-сканеры, новейшие фрезерный и токарный станки с ЧПУ, вакуумная литьевая машина для литья реактопластов.

Возглавляет лабораторию молодой наставник Айнур Шигапов, практикующий преподавание 3D-технологий более пяти лет. Под его руководством учащиеся СУНЦ занимали призовые места в финалах чемпионатов и международной олимпиаде «Траектория будущего», неоднократно побеждали в региональных конкурсах.

Хотя лаборатория была создана недавно, она уже помогла лицеистам отличиться на различных инженерных состязаниях. «Например, ребята создали специальную ложку для людей с тремором рук и стали призерами заключительного этапа федеральной олимпиады по технологии с этим проектом, – рассказывает Айнур Шигапов. – Также они победили на региональном этапе в программе «Сириус. Лето: начни свой проект».

В этом году представители лицея принимали участие в международном конкурсе по 3D-моделированию в Белоруссии. Семиклассник Ильяс Низамов взял на нем Гран-при с дроном «Железная птица», а его одноклассник Ибрагим Гафаров занял второе место с проектом собственной подводной камеры. «Лаборатория – это место, где учащиеся могут воплощать свои идеи в жизнь, – подчеркивает Айнур Шигапов. – Здесь они могут экспериментировать, создавать прототипы, исследовать новые подходы. Это не просто обучение, это путешествие в мир технологических возможностей».

Оборудование и методики, применяемые в лаборатории, не только улучшают качество обучения, но и готовят молодых специалистов к карьере в области инженерии, дизайна и производства. Это дает им серьезное конкурентное преимущество и стимулирует к дальнейшему обучению и научным исследованиям.


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1846
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1735
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3102
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6518

Другие новости