Юн Фоссе, чьи произведения позволяют высказать неизъяснимое. Фото Reuters |
Его называют одним из самых популярных ныне драматургов Европы: его пьесы ставили примерно 800 раз. Формулировка звучит, надо сказать, более чем обтекаемо: премию Фоссе дали за «его новаторские пьесы и прозу, которые позволяют высказать неизъяснимое». В общем, скорее всего так: непонятно, но чувствительно.
И кстати, приятно, что фамилия нобелиата созвучна имени знаменитого литературного кота: все мы помним, что у поэта Эдварда Лира был любимый кот по имени Фосс.
Родился Юн Фоссе в Хёугесунне, дебютировал в 1983 году романом «Красное, черное», как драматический писатель – пьесой «И мы никогда не расстанемся» (1994). Он почетный доктор Бергенского университета, имеет степень бакалавра философии и социологии, а также степень доктора наук по литературоведению.
Работал преподавателем литературы, журналистом, издал также несколько сборников стихов и книги для детей. Что в итоге? Ныне Юн Фоссе – автор восьми книг прозы, среди них романы «Плавучий дом», «Свинец и вода» и «Меланхолия I» (о жизни художника Ларса Хертервига), а также множество драм, в числе которых «Имя» (1995), «Вариации на тему смерти» (2001), «Мертвые псы» (2004), «Тени» (2006), «Я – ветер» (2007).
Список предыдущих наград также внушителен – тут и премия Ибсена, и крупнейшая норвежская премия Браги, и Северная премия Шведской академии, и два ордена – орден Святого Олафа (2005) и Орден заслуг (2007).
Широким кругам россиян он не слишком известен, хотя стихи его на русский переводили, переведены и пьесы («Когда ангел проходит по сцене. Избранные пьесы». – М.: АСТ, 2018) . Ставили его режиссеры Владимир Клименко, Юрий Бутусов и др.
Вот, например, драма «Однажды летним днем» (1998; перевод Аллы Рыбиковой). Она написана стихами. Пусть это и верлибр, но это именно стихи:
где бы ты ни был
где бы ни жил
всегда было б так же
Тебе не нравился город
И здесь не нравится тоже
Всё было б так же
где б ты ни жил
Ты всегда стремился бы
еще куда-то
Такой уж ты
Нобелевские премии вообще редко дают поэтам. А уж за собственно литературу, а не за, скажем так, политику – и того реже. В этом году, к счастью, все иначе. И это радует.