Мунги Бавенди, Луис Брус и Алексей Екимов сделали квантовые точки одним из основных объектов нанотехнологий. Фото Reuters, фото с сайта www.eduspb.com |
Квантовые точки – это полупроводниковые частицы размером в несколько нанометров (миллиардные доли метра), которые способны к флуоресценции при возбуждении в довольно широкой области спектра. Их преимущество – яркость и высокая фотостабильность, поэтому они светят долго и не «выгорают» в сравнении с флуоресцентными красителями. Ими легко манипулировать, поскольку их спектральные свойства зависят от размера.
Квантовые точки как один из основных объектов нанотехнологий найдут применение в молекулярной медицине, биологических исследованиях и могут стать основой наноустройств будущего. В научных источниках сообщалось, что квантовые точки позволяют ученым заглянуть в растущую опухоль, могут помочь в создании на их основе нейросетей и квантовых компьютеров. «Нобелевская премия по химии 2023 года присуждается за открытие и исследование квантовых точек – наночастиц, которые настолько малы, что их размер определяет их свойства», – отмечается в письме Шведской королевской академии наук.
И в связи с этим к нынешней номинации (не к лауреатам!) по химии возникает вопрос: а собственно, где здесь химия? В 2000 году академик Жорес Алферов получил Нобелевскую премию по физике за работы в очень близкой, практически пересекающейся области – разработка полупроводниковых структур. Алферов много говорил и о квантовых точках.
Другая особенность премии по химии за 2023 год проходит по ведомству административной путаницы. Королевская академия наук по ошибке преждевременно отправила пресс-релиз с именами потенциальных лауреатов. На церемонии, которая прошла в 12.45 по московскому времени, имена нобелиатов подтвердились официально.
Наконец, приятно увидеть среди лауреатов русскую фамилию – Алексей Екимов (1945 г.р.) – «советский и американский ученый, специалист в области физики твердого тела и оптики, доктор физико-математических наук», как аттестует его Википедия. Алексей Иванович – лауреат Госпремии 1976 года за цикл работ «Обнаружение и исследование новых явлений, связанных с оптической ориентацией спинов электронов и ядер в полупроводниках»; лауреат премии Вуда (присуждается международным Оптическим обществом) 2006 года – за «открытие нанокристаллических квантовых точек и пионерские исследования их электронных и оптических свойств». Какой у него сейчас паспорт – не уточняется, но работает он в США уже давно.
Премии будут вручаться в Стокгольме 10 декабря.