Научные кадры востребованы сегодня в наибольшей мере, хотя и воспроизводятся они с самыми большими трудностями. Фото агентства «Москва»
9 августа 2023 года появилось распоряжение правительства Российской Федерации № 2147-р, в соответствии с которым 15 научно-образовательным центрам (НОЦ) мирового уровня из федерального бюджета направлялось 1822 тыс. руб. субсидий на их поддержку. Особая поддержка оказывалась НОЦ, связанными с наукоемким освоением Арктики, – «Российская Арктика», «Север: территория устойчивого развития», «Енисейская Сибирь» и Западносибирский НОЦ.
Дисбалансы
По плану, на 2023–2024 годы предполагается поддержка в размере 4,6 млрд руб. на реализацию в 36 регионах России 170 технологических проектов при участии 145 вузов, 140 научных организаций и более 300 технологических компаний. Этот озвученный заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Чернышенко план предполагает дальнейшую поддержку нового поколения молодых исследователей, в первую очередь в регионах, причем из числа не только аспирантов, но и студентов. Их более быстрое продвижение по карьерной лестнице по сравнению с молодыми исследователями столиц осуществляется при участии ведущих ученых страны, часто покидающих те же столицы для подъема науки на местах.
Данная инициатива – доказательство той истины, что невозможно социально-экономическое развитие страны без полноформатного использования ее научного потенциала. На это указывают и последние исследования, проведенные сотрудниками Института социологии РАН и Центра социального прогнозирования и маркетинга. Они касаются в первую очередь воспроизводства исследователей в области науки и научно-преподавательских кадров (Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. «Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ». – М.: ФНИСЦ РАН, 2023. – 382 с.). Такое воспроизводство призвано обеспечить технологический прогресс в экономике, эквивалентную ротацию поколений в науке, а также ликвидировать дисбалансы социального характера в развитии научного потенциала страны.
Эмпирические исследования проводились в основном в 2021 году среди 4 тыс. молодых специалистов 207 предприятий и научных учреждений; экспертами были 200 вузовских служб по трудоустройству и 200 служб управления персоналом, а также 41 руководитель территориальных центров занятости.
Два первых соавтора – Михаил Горшков и Франц Шереги, руководители вышеупомянутых структур и ведущие специалисты по методологии социологических исследований, социологии образования и социологии науки; третий соавтор, Ирина Тюрина – ведущий специалист Института социологии РАН.
Важно отметить, что исследование проводилось в рамках госзадания Министерства образования и науки. Трудно при этом понять, осуществлялось оно с прицеливанием на очередную реформу, включающую меры по переформатированию аспирантуры в феврале 2023 года, или же определяло, так сказать, процедуры самого прицеливания.
Как бы там ни было, работа ученых – очень своевременная монография, особенно в ракурсе социологии науки. В ней анализируются процессы воспроизводства тех кадров, которые обеспечивают жизнеспособность социума при любых условиях, – врачей и педагогов (включая практиков, ученых и преподавателей). Это же касается и как бы второго эшелона – инженеров и специалистов в гуманитарной области, деятельность которых становится все более наукоемкой, но проблемы воспроизводства которых усугубляются. Наконец, третий эшелон – исследователи в области науки.
Два длящихся процесса – СВО и почти тотальные международные санкции в отношении образовательных и научных российских структур – явились, помимо прочего, доказательством того, что как раз эти кадры востребованы в наибольшей мере, хотя и воспроизводятся они с самыми большими трудностями.
Как говорится, от А до Я: начиная с такого ухаба, как демографическая яма, и заканчивая таким барьером, как пока не слишком удачные попытки переформатировать аспирантуру.
Трудно было сохранить статус и престиж научного исследователя, когда за десятилетие, с 1995 по 2005 год, численность научных организаций сократилась на 12,3%, или 500 единиц, а количество научных работников вдвое больше – на 24%, или на 124,6 тыс. человек.
Трудно и сейчас. По проведенному в 2020 году опросу, средний срок длительности карьерного роста молодого исследователя таков: научное становление – 10 лет; достижение научного признания – 15; статуса руководителя – 15; достойной оплаты труда – 15 лет. «Таким образом, большинство ожидаемых карьерных достижений исследователя наступает к 40–42 годам», – делают вывод авторы упомянутого социологического исследования. Непростительно долгий срок для молодых исследователей в технической и естественно-научной сферах. Отсюда – дефицит и программистов, и биотехнологов, специалистов по радиоэлектронике и нанотехнологиям… Но также менеджеров по продвижению инноваций и внедрению разработок в производство.
Но без науки сегодня не выжить, а склонных к занятию ею любой ценой (даже ценой безденежья) в российском социуме было и будет достаточно. Рывок в развитии отечественных новейших вооружений показывает: «потерянное» для российской науки поколение как-то да сохранилось. Подвижничество на грани героизма продемонстрировали и представители медицинских наук: изобретенная и внедряемая ими вакцина против ковида сквозь зубы и с запрограммированным запозданием признана странами «золотого миллиарда». Это побудило быстрее решать проблему спроса на молодых ученых и в других сферах жизнеобеспечения отечественного социума.
Неявные «нервные окончания»
Лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон еще в 1970-е годы доказывал, что успешные организации характеризуются скорее установкой на ограниченную, чем на полную рациональность, предпочитая наличие в своих структурах приемлемых и даже одобряемых условий работы. Для организации исследований это особо важно, а тем более для институализации научной школы.
Необходимо делать ставку на раннюю селекцию научных кадров. Фото фонда «Росконгресс» |
В качестве иллюстрации. Математик Григорий Перельман доказал нерешаемую в течение века гипотезу Пуанкаре и получил за это громадные денежные премии – Филда (аналог Нобелевской премии для математиков) и Института Клэя. Он от них отказался, равно как и от приглашений остаться работать в Америке – зато упорно разыскивал в магазинах в далекой Калифорнии черный хлеб, который, по слухам, там имелся...
Авторы исследования в связи с этим ставят вопрос о продуманной квалификационно-карьерной ротации научных кадров, что будет способствовать вовлечению в науку талантливой молодежи – ротации с четким видением перспектив карьерного роста, обеспечения прав на интеллектуальную собственность (причем не только на открытия, но и на приемы организации научных исследований), способов поддержки прорывных отраслей научного знания и совершенствования технологии внедрения их результатов. Видением, предполагающим не наращивание барьеров на путях к кандидатской и докторской диссертациям, в частности, связанных с квантитативными показателями (количество публикаций в Web of Science или в Scopus), а с совершенствованием показателей квалитативных.
Дело это трудное: квалифицированно оценить потенциал статьи о специальной теории относительности Альберта Эйнштейна, работника патентного бюро из Швейцарии; статьи английского философа Джорджа Мура 1899 года «Природа суждения», открывшей новую перспективу аналитической философии; статьи Бориса Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» 1919 года, положившей начало русскому формализму… Эксперты от них долгое время отворачивались – легче подсчитывать количество работ, да еще в авторитетных изданиях. А ведь их можно уподобить зернам, из которых проросли целые научные направления.
Неформат аспирантуры
Авторы тщательно препарируют феномен аспирантуры без особого оптимизма по поводу очередного ее переформатирования – по их убеждению, «она все более обретает функцию магистратуры». Действительно, лишь каждый десятый из аспирантов защищает в срок диссертацию сразу после ее окончания (10,45% в 2019 году и всего 8,9% в 2020-м).
Еще одно попадание в «десятку» наоборот: по опросам, на прорывы в науке были ориентированы всего 10% молодых респондентов (а 20% из них с трудом представляли, чем они будут заниматься после окончания аспирантуры). Думается, именно поэтому президенту РФ в Послании Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года пришлось обозначить аспирантуру как отдельный уровень профессионального образования с задачей целенаправленно готовить кадры для научной и педагогической деятельности.
Удастся ли? Позволительно в этом плане выразить некоторые соображения относительно дифференции двух ее функций. Первая – расширенное воспроизводство кадров для науки; вторая – поднятие качества преподавания.
А ведь в принципе одна функция поглощает другую. Конечно, широкий кругозор, перспективы междисциплинарности, богатая эрудиция нужны тем и другим – и пытливому ученому, и знающему преподавателю. Однако первый обречен на разработку некой моноидеи, все остальное – в поле его зрения, но не в фокусе. Преподавателю же такая одержимость приличествует не всегда – ему надо знать все и обо всем.
Конечно, идеальные сочетания одержимости и научной квалификации встречаются и будут встречаться на фоне неудержимого роста знаний. Однако для успешного функционирования аспирантуры такое сочетание не во всем конструктивно. Преподаватель по своей ключевой функции должен быть во всеоружии всегда.
На НОЦ глядя
Еще раз обратим внимание на созданные с 2019 по 2021 год 15 научно-образовательных центров. В их рамках вузы активнее ориентируются на научные разработки и осуществляют кадровое обеспечение региональной науки: многие студенты сразу же вовлекаются в реальные проекты, получая материальное вознаграждение и моральное поощрение. Учреждения академической и научно-исследовательской направленности, в свою очередь, полнее участвуют в решении задач прикладного характера, а ряд предприятий реального сектора экономики быстрее и целенаправленнее внедряют технологические инновации. Источники финансирования НОЦ – федеральный бюджет и гранты правительства РФ, а также целевые средства из бюджета регионов и внебюджетные вложения бизнес-структур.
В первом призыве 2019 года из пяти НОЦ – три были организованы отдельными регионами. Во втором и третьем таковых было всего по одному. Так, НОЦ «Инновационные решения в АПК» (Белгород) включил вузы, научные учреждения и предприятия из других регионов, а весной 2023 года начал налаживать отношения с самым северным НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельск). Летом этого же года появилось сообщение, что в «Российской Арктике» реализуются и разработки по созданию морских автономных измерительных буев одного из южных НОЦ – «МореАгроБиоТех» (Крым).
Повышение эффективности наукоемкого бизнеса в ходе подобного сотрудничества осуществляется в первую очередь через привлечение к исследованиям молодых и компетентных выпускников вузов, которые формируют новую генерацию практико-ориентированных ученых в основном на местах приложения их усилий.
Статистика финансовой отчетности НОЦ показывает: уже на второй год функционирования доля государственной поддержки их заметно снижается по сравнению с поддержкой бизнес-структур и накоплениями собственных средств. Ученые учатся самостоятельно зарабатывать и стимулируют делать это талантливых студентов. Тем самым реализуется важная функция НОЦ. Никто, понятно, не отказывается от запрограммированной господдержки, да и государство признает, что такого рода вложения в прорывные научные отрасли окупаются. Но поддержка с его стороны – временная мера, а ориентация на окупаемую наукоемкость производств все-таки постоянна.
Остается заметить, что пока лишь наиболее продвинутые бизнес-структуры вкладываются в такие отрасли, как те же арктические исследования: дорого-де и ненадежно. Но и в этом высокозатратном деле немало своих пионеров. Правда, до образцов поддержки наукоемкого освоения Сибири братьями Александром (1849–1933), Константином (1854–1908) и Иннокентием (1860–1901) Михайловичами Сибиряковыми современным деловым людям пока далеко.
Итак, какова роль НОЦ в воспроизводстве научных кадров? Двумя приближениями молодых ученых: к регионам и к запросам бизнеса; приближениями, траектории которых часто пересекаются. При этом господдержка – стартовый капитал, можно сказать, своеобразный стартер для запуска работы большого двигателя. Небольшой пример: в НОЦ «Енисейская Сибирь» за 2022 год ученые, в первую очередь молодые, получили 160 патентов и передали для внедрения 39 технологий, довели до трех четвертей долю высокотехнологичной продукции в общем ее объеме. Ожидается, что в 2023 году они отметятся еще лучшими показателями.
Все образуется?
Итак, необходимо делать ставку на раннюю селекцию научных кадров – с учетом того, что в любом социуме доля «искателей научных истин» в популяции сохраняется. В социуме же отечественном она заведомо немалая. И устранять ухабы и барьеры в ходе их карьерного роста, расходовать силы на их преодоление сегодня является более чем излишней роскошью. Пора задуматься о создании социально организованной, психологически комфортной и морально одобряемой среды для развития науки. И это не сводится только к финансовым вливаниям (хотя сдерживание их темпов попросту недопустимо).
Приведем рекомендации авторов социологического исследования, с которого мы начали эту статью. Они таковы: продуманное распределение с предоставлением жилья специалисту при выезде в другой регион; проведение зондажа запросов на научных работников на рынке труда; их информирование по вопросам трудоустройства, включая технологию подготовки резюме, практику прохождения собеседований, рассмотрение мнений бывших выпускников, ставших учеными, о степени совпадения обещаний с их ожиданиями.
На наш взгляд, получаемая при этом «картина маслом» любопытна не только для выпускников и работодателей.
Важно и другое. Перечисленные выше правительственные инициативы в поддержку новых поколений отечественных ученых внушают надежду, что в сфере высшего образования и науки, как говаривал один малозаметный герой романа «Анна Каренина», «все образуется». Такая надежда в чем-то безальтернативна: без их воспроизводства, причем воспроизводства дифференцированного и зрячего, опирающегося, в частности, на науки о науке, само существование отечественного социума может быть поставлено под вопрос.