0
15849
Газета Наука Печатная версия

12.09.2023 15:56:00

Кадры океанологов готовят на плаву

Участие в реальных морских экспедициях – это самый эффективный способ подготовки студентов

Тэги: океанология, обучение, студенты, экспедиция


океанология, обучение, студенты, экспедиция Наталья Степанова: «Плавучий университет» помогает ребятам пройти все этапы исследования, которые важно уметь выполнять ученому». Фото из архива автора

«Утро, густой туман. Начинается большой этап работ в море. Биологи экипируются для работы с бентосными пробами, собирают фильтрационную установку для фитопланктона, проверяют лебедку для дночерпателя. Отряд гидрологов проверяет термокосы и буи к ним, GPS-трекеры, CTD-зонд, ADCP и собирает несущую систему для его дрейфа. Между работами слушаем лекцию по мезомасштабным процессам в океане начальника экспедиции Алексея Зимина. Начало работ назначено на 22.00 уже в Карских воротах. Большой запас шоколада и кофе помогает не сомкнуть глаз всем членам команды!»

Это отрывок из дневника экспедиции «Плавучий университет», которая проходит в Карском море. О том, что это за проект, в чем его ценность и какие имеются научные планы, в беседе с журналистом Наталией ЛЕСКОВОЙ рассказывает кандидат физико-математических наук, директор координационного центра «Плавучий университет» на базе Московского физико-технического института Наталья СТЕПАНОВА.

– Наталья Борисовна, с чего начинался проект «Плавучий университет»?

– Название «Плавучий университет» зародилось еще в 1990-е годы на геологическом факультете МГУ имени Ломоносова. Инициативные сотрудники работали со студентами на судах по принципу «обучение через исследования». Таким подходом пользовались и многие другие организации. На Физтехе же концепция вовлечения студентов в науку не позднее начала третьего курса была постулирована уже в момент основания института. Этот принцип – часть знаменитой «системы Физтеха». И сейчас в программе «Плавучего университета» мы видим продолжение этой идеологии.

– Но каким образом Физтех оказался связанным с океанологией?

– Кафедра термогидромеханики океана уже более 55 лет существует в стенах МФТИ. Она активно сотрудничает с Институтом океанологии РАН и Институтом физики атмосферы РАН как с базовыми предприятиями и готовит физиков океана и атмосферы для российской науки.

– Как давно существует проект в нынешнем виде? Какая это по счету экспедиция?

– Из больших экспедиций, организованных нашей командой, это третий сезон. МФТИ играет здесь координирующую роль, при этом в самом проекте «Плавучий университет» участвует много организаций со всей России.

Мы устраиваем для студентов сначала Зимнюю научную школу и рассказываем ребятам из разных вузов о том, что такое морские науки. В этом году такая школа прошла на десяти площадках в семи городах России. Каждая площадка собирает представителей научно-исследовательских институтов, индустрии, вузов, которые на реальных примерах рассказывают о своей научной работе, связанной с исследованиями водных пространств, поясняют, зачем им нужны молодые кадры, на практикумах учат основам использования профессиональных программ.

Зимняя школа привлекает студентов, которые либо уже учатся по профилю наук о Земле, либо даже не связаны с ними напрямую, но заинтересованы и востребованы в наших науках, например, специалисты в машинном обучении.

– Это первый этап. А дальше?

– Дальше участникам Зимней научной школы мы предлагаем подать заявки на участие в экспедициях и пройти конкурсный отбор. Для этого исследователи моря, которым нужна молодежь в свои коллективы, описывают научные задачи, над которыми предстоит работать в полевом сезоне. А студенты в ответ пишут мотивационное письмо о своем опыте, научных интересах и о том, чем они могут быть полезны в запланированных исследованиях.

Студенты и будущие научные руководители сперва знакомятся друг с другом через эти мотивационные письма, а затем на онлайн-собеседованиях – так возникают научные пары руководителей и студентов или наставников и аспирантов. Все участники принимаются в экспедицию под определенную научную задачу с расчетом, что они не просто сходят в море, а своими руками соберут натурные данные, получат научные результаты, которые смогут описать и осенью доложить на конференциях. К зиме каждый студент должен выступить на двух конференциях – с устным и постерным докладами.

Так «Плавучий университет» помогает ребятам пройти все этапы исследования, которые важно уметь выполнять ученому.

– То есть от ученого требуется делать доклады?

– От ученого требуется осознанное выполнение полного научного цикла – понимание, что было сделано до него, какой существует пробел в знаниях, зачем именно он выходит в море на свой объект исследования, что и как будет там измерять, какими методами, приборами будет пользоваться. А потом осмыслить эти результаты, изложить их в виде письменного текста и представить научному сообществу, чтобы полученные результаты были интегрированы в общее научное знание. Мы стараемся сделать так, чтобы за год работы в рамках «Плавучего университета» студенты вросли в научную среду и стали полноценной частью научных коллективов, с которыми ходили в экспедиции.

– Иначе говоря, они будут обязаны остаться с научными руководителями и по завершении из экспедиции?

– Вовсе нет. Если это студенты из других регионов, а такое бывает часто, они обрастают научными связями и расширяют свой научный кругозор. По окончании «Плавучего университета» они могут продолжить учиться и работать, например, в Калининграде, если приехали оттуда, несмотря на то что съездили во Владивосток. В таком случае важно, что их уже знают, они зарекомендовали себя, и их участие в научных проектах в дальнейшем не представляется чем-то невозможным. Научное сообщество очень небольшое, и экспедиции «Плавучего университета» помогают выстроить горизонтальные связи, которые будут работать долгие годы.

– Я подписалась на ваш Telegram-канал «Плавучий университет» и с интересом читала, как проходил конкурсный отбор, как участники на вас «смотрели горящими глазами». Но не все прошли. Большой был конкурс?

– Очень большой. Скажу честно: мы к этому не были готовы. В науках о Земле в последние десятилетия, как и во многих других отраслях науки, – кризис молодых кадров.

10-10-2480.jpg
Все участники принимаются в экспедицию
с расчетом, что они не просто сходят в море,
а своими руками соберут экспериментальные
данные, получат научные результаты.
Фото Егора Благодатских
«Плавучий университет» приобрел такой масштаб, потому что есть понимание, что новые кадры – это залог будущего развития нашего направления науки. Мы объединяем студентов в сообщество, интегрируем их в научные коллективы.

Каждая площадка Зимней научной школы громко и интересно рассказывала о исследованиях океана, чтобы к нам приходили ребята, которым это может быть интересно. И это принесло свои плоды – желающих оказалось больше, чем мы могли посадить в аудитории. На этап Зимней научной школы в этом году мы получили три с половиной тысячи заявок. Большинству в итоге предложили прослушать лекции онлайн – очно попали на школу около тысячи участников. Из этой тысячи во второй этап для участия в экспедициях подали свои заявки порядка 450 студентов и аспирантов. Из этих ребят менее сотни попали на борт.

Сложность ситуации в том, что мы не гонимся за массовостью. Подчеркиваю: в науку не должен идти каждый, но каждый, кто в ней остается, должен быть сильной научной единицей. Высокий конкурс помогает привлечь талантливых и заинтересованных студентов, единицы из которых, действительно увлеченные морем, останутся в научных коллективах и продолжат двигать науку вперед.

– Что за судно участвует в этом плавании?

– Наша программа проходит на нескольких судах, ведь идею «Плавучего университета» поддерживают многие ученые. Часть из них набирает студентов в регулярные научные экспедиции, в рамках которых проводят многолетние исследования.

В 2020 году появились экспедиции «Плавучего университета», которые полностью поддерживает Министерство науки и высшего образования в рамках федерального проекта «Наука и университеты». Эти экспедиции организует наша команда Координационного центра. При этом, повторюсь, в каждой экспедиции участвуют научные коллективы из разных организаций и студенты разных вузов.

В этом году таких экспедиций три. Одна из них сейчас работает в Арктике на НИС «Дальние Зеленцы». Научную программу экспедиции курирует МФТИ, а обеспечивает судно Мурманского морского биологического института РАН. В сентябре предстоит вторая экспедиция на этом же судне. Третья экспедиция «Плавучего университета», которую курирует Дальневосточный федеральный университет, пройдет в Охотском и Японском морях на научно-исследовательском судне «Профессор Мультановский». Это судно находится в ведомстве не Минобрнауки, а Росгидромета, и для нас это нечто новое.

– Почему?

– Потому что это наш первый экспедиционный опыт межведомственного взаимодействия. Мы надеемся, что такое взаимодействие станет точкой роста для «Плавучего университета». Помимо научно-исследовательских институтов Российской академии наук и вузов мы ежегодно активно сотрудничаем с индустриальными партнерами, например с Центром морских исследований МГУ. В этом году исследовательские подразделения Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, подведомственные Росрыболовству, также сотрудничали с нами во время отбора студентов и предложили стажировки в экспедициях на реках, озерах и морях по всей России. Планы на ближайшие годы – развить программу, чтобы она закрывала не только запросы фундаментальных исследований, но и способствовала подготовке кадров для прикладных разработок, их внедрению и практическому применению.

Есть много талантливых студентов, которые хотят реализовывать свой потенциал в индустрии, при этом компетенции им нужны те же, что и исследователям в фундаментальной науке. Наша концепция предполагает, что человек должен окунуться в свою будущую работу, ведь понять, где у него пробелы, а где сильные стороны, можно, лишь попробовав. Поэтому идея одна и та же, а применять ее можно в самых разных отраслях.

– Какие перспективы, по-вашему, у этих экспедиций?

– Есть такое понятие «устойчивое развитие». Казалось бы, как развитие может быть устойчивым? Но на примере узкого направления морских наук и «Плавучего университета» видно, что если цель – получить системные результаты, то нужно выстроить программу, которая охватывает разные регионы России, отвечает современным запросам, ежегодно показывает высокое качество – и здесь без «устойчивого развития» не обойтись. Возможным оно становится благодаря людям, идущим к своей цели, и государству, которое может обеспечить стабильную системную поддержку. Сейчас на примере «Плавучего университета» мы видим эту поддержку. Для нас, ученых-океанологов, это крайне важный, хороший знак.

Морские науки требуют многолетней работы для получения результата, а для этого нужны сильные кадры и ресурсная база для их работы. Экспедиции и российский научный флот нуждаются во всестороннем регулярном внимании со стороны государства. А для того чтобы исследования продолжались в будущем, развивались и приносили плоды, нужна талантливая, увлеченная молодежь. Ничего важнее я лично не вижу.


Читайте также


В науке нет непристойностей!

В науке нет непристойностей!

Зиновий Вальшонок

Истории из студенческой юности

0
6101
Когда университет становится роскошью

Когда университет становится роскошью

Александр Тараканов

Студенты в Италии бросают учебу из-за высоких цен на жилье

0
8331
Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Елена Герасимова

Почти половина слушателей вузовских курсов активно использует ИИ

0
13571
Как можно использовать физические методы для создания основ машинного обучения

Как можно использовать физические методы для создания основ машинного обучения

Игорь Лалаянц

Мнемозина на кремниевом чипе

0
24818

Другие новости