0
15721
Газета Наука Печатная версия

12.09.2023 15:56:00

Кадры океанологов готовят на плаву

Участие в реальных морских экспедициях – это самый эффективный способ подготовки студентов

Тэги: океанология, обучение, студенты, экспедиция


океанология, обучение, студенты, экспедиция Наталья Степанова: «Плавучий университет» помогает ребятам пройти все этапы исследования, которые важно уметь выполнять ученому». Фото из архива автора

«Утро, густой туман. Начинается большой этап работ в море. Биологи экипируются для работы с бентосными пробами, собирают фильтрационную установку для фитопланктона, проверяют лебедку для дночерпателя. Отряд гидрологов проверяет термокосы и буи к ним, GPS-трекеры, CTD-зонд, ADCP и собирает несущую систему для его дрейфа. Между работами слушаем лекцию по мезомасштабным процессам в океане начальника экспедиции Алексея Зимина. Начало работ назначено на 22.00 уже в Карских воротах. Большой запас шоколада и кофе помогает не сомкнуть глаз всем членам команды!»

Это отрывок из дневника экспедиции «Плавучий университет», которая проходит в Карском море. О том, что это за проект, в чем его ценность и какие имеются научные планы, в беседе с журналистом Наталией ЛЕСКОВОЙ рассказывает кандидат физико-математических наук, директор координационного центра «Плавучий университет» на базе Московского физико-технического института Наталья СТЕПАНОВА.

– Наталья Борисовна, с чего начинался проект «Плавучий университет»?

– Название «Плавучий университет» зародилось еще в 1990-е годы на геологическом факультете МГУ имени Ломоносова. Инициативные сотрудники работали со студентами на судах по принципу «обучение через исследования». Таким подходом пользовались и многие другие организации. На Физтехе же концепция вовлечения студентов в науку не позднее начала третьего курса была постулирована уже в момент основания института. Этот принцип – часть знаменитой «системы Физтеха». И сейчас в программе «Плавучего университета» мы видим продолжение этой идеологии.

– Но каким образом Физтех оказался связанным с океанологией?

– Кафедра термогидромеханики океана уже более 55 лет существует в стенах МФТИ. Она активно сотрудничает с Институтом океанологии РАН и Институтом физики атмосферы РАН как с базовыми предприятиями и готовит физиков океана и атмосферы для российской науки.

– Как давно существует проект в нынешнем виде? Какая это по счету экспедиция?

– Из больших экспедиций, организованных нашей командой, это третий сезон. МФТИ играет здесь координирующую роль, при этом в самом проекте «Плавучий университет» участвует много организаций со всей России.

Мы устраиваем для студентов сначала Зимнюю научную школу и рассказываем ребятам из разных вузов о том, что такое морские науки. В этом году такая школа прошла на десяти площадках в семи городах России. Каждая площадка собирает представителей научно-исследовательских институтов, индустрии, вузов, которые на реальных примерах рассказывают о своей научной работе, связанной с исследованиями водных пространств, поясняют, зачем им нужны молодые кадры, на практикумах учат основам использования профессиональных программ.

Зимняя школа привлекает студентов, которые либо уже учатся по профилю наук о Земле, либо даже не связаны с ними напрямую, но заинтересованы и востребованы в наших науках, например, специалисты в машинном обучении.

– Это первый этап. А дальше?

– Дальше участникам Зимней научной школы мы предлагаем подать заявки на участие в экспедициях и пройти конкурсный отбор. Для этого исследователи моря, которым нужна молодежь в свои коллективы, описывают научные задачи, над которыми предстоит работать в полевом сезоне. А студенты в ответ пишут мотивационное письмо о своем опыте, научных интересах и о том, чем они могут быть полезны в запланированных исследованиях.

Студенты и будущие научные руководители сперва знакомятся друг с другом через эти мотивационные письма, а затем на онлайн-собеседованиях – так возникают научные пары руководителей и студентов или наставников и аспирантов. Все участники принимаются в экспедицию под определенную научную задачу с расчетом, что они не просто сходят в море, а своими руками соберут натурные данные, получат научные результаты, которые смогут описать и осенью доложить на конференциях. К зиме каждый студент должен выступить на двух конференциях – с устным и постерным докладами.

Так «Плавучий университет» помогает ребятам пройти все этапы исследования, которые важно уметь выполнять ученому.

– То есть от ученого требуется делать доклады?

– От ученого требуется осознанное выполнение полного научного цикла – понимание, что было сделано до него, какой существует пробел в знаниях, зачем именно он выходит в море на свой объект исследования, что и как будет там измерять, какими методами, приборами будет пользоваться. А потом осмыслить эти результаты, изложить их в виде письменного текста и представить научному сообществу, чтобы полученные результаты были интегрированы в общее научное знание. Мы стараемся сделать так, чтобы за год работы в рамках «Плавучего университета» студенты вросли в научную среду и стали полноценной частью научных коллективов, с которыми ходили в экспедиции.

– Иначе говоря, они будут обязаны остаться с научными руководителями и по завершении из экспедиции?

– Вовсе нет. Если это студенты из других регионов, а такое бывает часто, они обрастают научными связями и расширяют свой научный кругозор. По окончании «Плавучего университета» они могут продолжить учиться и работать, например, в Калининграде, если приехали оттуда, несмотря на то что съездили во Владивосток. В таком случае важно, что их уже знают, они зарекомендовали себя, и их участие в научных проектах в дальнейшем не представляется чем-то невозможным. Научное сообщество очень небольшое, и экспедиции «Плавучего университета» помогают выстроить горизонтальные связи, которые будут работать долгие годы.

– Я подписалась на ваш Telegram-канал «Плавучий университет» и с интересом читала, как проходил конкурсный отбор, как участники на вас «смотрели горящими глазами». Но не все прошли. Большой был конкурс?

– Очень большой. Скажу честно: мы к этому не были готовы. В науках о Земле в последние десятилетия, как и во многих других отраслях науки, – кризис молодых кадров.

10-10-2480.jpg
Все участники принимаются в экспедицию
с расчетом, что они не просто сходят в море,
а своими руками соберут экспериментальные
данные, получат научные результаты.
Фото Егора Благодатских
«Плавучий университет» приобрел такой масштаб, потому что есть понимание, что новые кадры – это залог будущего развития нашего направления науки. Мы объединяем студентов в сообщество, интегрируем их в научные коллективы.

Каждая площадка Зимней научной школы громко и интересно рассказывала о исследованиях океана, чтобы к нам приходили ребята, которым это может быть интересно. И это принесло свои плоды – желающих оказалось больше, чем мы могли посадить в аудитории. На этап Зимней научной школы в этом году мы получили три с половиной тысячи заявок. Большинству в итоге предложили прослушать лекции онлайн – очно попали на школу около тысячи участников. Из этой тысячи во второй этап для участия в экспедициях подали свои заявки порядка 450 студентов и аспирантов. Из этих ребят менее сотни попали на борт.

Сложность ситуации в том, что мы не гонимся за массовостью. Подчеркиваю: в науку не должен идти каждый, но каждый, кто в ней остается, должен быть сильной научной единицей. Высокий конкурс помогает привлечь талантливых и заинтересованных студентов, единицы из которых, действительно увлеченные морем, останутся в научных коллективах и продолжат двигать науку вперед.

– Что за судно участвует в этом плавании?

– Наша программа проходит на нескольких судах, ведь идею «Плавучего университета» поддерживают многие ученые. Часть из них набирает студентов в регулярные научные экспедиции, в рамках которых проводят многолетние исследования.

В 2020 году появились экспедиции «Плавучего университета», которые полностью поддерживает Министерство науки и высшего образования в рамках федерального проекта «Наука и университеты». Эти экспедиции организует наша команда Координационного центра. При этом, повторюсь, в каждой экспедиции участвуют научные коллективы из разных организаций и студенты разных вузов.

В этом году таких экспедиций три. Одна из них сейчас работает в Арктике на НИС «Дальние Зеленцы». Научную программу экспедиции курирует МФТИ, а обеспечивает судно Мурманского морского биологического института РАН. В сентябре предстоит вторая экспедиция на этом же судне. Третья экспедиция «Плавучего университета», которую курирует Дальневосточный федеральный университет, пройдет в Охотском и Японском морях на научно-исследовательском судне «Профессор Мультановский». Это судно находится в ведомстве не Минобрнауки, а Росгидромета, и для нас это нечто новое.

– Почему?

– Потому что это наш первый экспедиционный опыт межведомственного взаимодействия. Мы надеемся, что такое взаимодействие станет точкой роста для «Плавучего университета». Помимо научно-исследовательских институтов Российской академии наук и вузов мы ежегодно активно сотрудничаем с индустриальными партнерами, например с Центром морских исследований МГУ. В этом году исследовательские подразделения Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, подведомственные Росрыболовству, также сотрудничали с нами во время отбора студентов и предложили стажировки в экспедициях на реках, озерах и морях по всей России. Планы на ближайшие годы – развить программу, чтобы она закрывала не только запросы фундаментальных исследований, но и способствовала подготовке кадров для прикладных разработок, их внедрению и практическому применению.

Есть много талантливых студентов, которые хотят реализовывать свой потенциал в индустрии, при этом компетенции им нужны те же, что и исследователям в фундаментальной науке. Наша концепция предполагает, что человек должен окунуться в свою будущую работу, ведь понять, где у него пробелы, а где сильные стороны, можно, лишь попробовав. Поэтому идея одна и та же, а применять ее можно в самых разных отраслях.

– Какие перспективы, по-вашему, у этих экспедиций?

– Есть такое понятие «устойчивое развитие». Казалось бы, как развитие может быть устойчивым? Но на примере узкого направления морских наук и «Плавучего университета» видно, что если цель – получить системные результаты, то нужно выстроить программу, которая охватывает разные регионы России, отвечает современным запросам, ежегодно показывает высокое качество – и здесь без «устойчивого развития» не обойтись. Возможным оно становится благодаря людям, идущим к своей цели, и государству, которое может обеспечить стабильную системную поддержку. Сейчас на примере «Плавучего университета» мы видим эту поддержку. Для нас, ученых-океанологов, это крайне важный, хороший знак.

Морские науки требуют многолетней работы для получения результата, а для этого нужны сильные кадры и ресурсная база для их работы. Экспедиции и российский научный флот нуждаются во всестороннем регулярном внимании со стороны государства. А для того чтобы исследования продолжались в будущем, развивались и приносили плоды, нужна талантливая, увлеченная молодежь. Ничего важнее я лично не вижу.


Читайте также


Как можно использовать физические методы для создания основ машинного обучения

Как можно использовать физические методы для создания основ машинного обучения

Игорь Лалаянц

Мнемозина на кремниевом чипе

0
8458
Киев, говоря о скором мире, готовится к долгой войне

Киев, говоря о скором мире, готовится к долгой войне

Владимир Мухин

Перенос "Рамштайна" не повлиял на стремление западных стран поддерживать Украину деньгами и вооружениями

0
12251
КПРФ укрепляет отношения и с властью, и с трудящимися

КПРФ укрепляет отношения и с властью, и с трудящимися

Дарья Гармоненко

Политические менеджеры и профсоюзные активисты обучаются партией раздельно

0
1922
Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Дмитрий Тараторин

Минск начал системную борьбу за информационную безопасность

0
3841

Другие новости