Ученые-естественники и лингвисты давно пытаются понять истоки сложной коммуникативной способности, когда языковая активность подкрепляется мимикой, жестами, позой. Фото Полины Шульгиной |
Летом 2021 года исследователь, начинавший как астрофизик и переметнувшийся в нейробиологию, опубликовал книгу «Происхождение человеческого сознания». Рецензенты писали, что тема остается величайшей мистерией всех времен, и сравнивали труд с давней книгой британского биолога-эволюциониста Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» (1976). Предвестником теории РР была концепция ментального синтеза 2014 года, объяснявшая рождение человеческого языка в результате мутации, случившейся около 100 тыс. лет назад. Следствием ее стало более медленное созревание ПЛК. Есть основания считать, что до этого мутагенного скачка у людей, как и у обезьян, было от 50 до 200 слов или скорее криков. Повреждение или поражение предлобной доли полушария ведет к моторной афзии, то есть к неспособности произносить слова. Эта языковая зона коры носит имя французского антрополога Поля Брока. А вот в височной доле расположена так называемая зона Вернике, нарушение которой ведет к смысловой афазии, при которой слова произносятся, а смысла в них нет.
В Исследовательском институте Сиэтла у детей с расстройствами аутистичевского спектра (ASD – Autistic Spectre Disorder) с помощью МРТ выявили структурные аномалии мозга. Причем более широкие, нежели только в зонах Брока и Вернике.
В Книге Бытия есть логическая неувязка, связанная с тем, что сын перволюдей Каин привел откуда-то жену. С ее аналогией столкнулись в Техасском университете, где изучали развитие мозга младенцев, с которыми много говорили их няньки. Авторы исследования, результаты которого опубликованы в журнале Developmental Cognitive Neuroscience, исходили из опытов, в ходе которых на протяжении десятилетий было четко показано, что обретение младенцами речи тесно связано с качеством языкового общения с родителями и няньками.
Детали этого феномена были изучены с помощью МРТ у 52 младенцев, которые обследовались 3, 6, 12 и/или 24 месяца. В 9 и 15 месяцев проводилась также запись домашних разговоров. В результате была выявлена анизотропия (неоднородность, неодинаковость) белого вещества в заднем отделе теменной и височной долей мозга детей. Ученые напоминают также, что относительно давно известен факт развития белого вещества у младенцев, положительно сказывающийся потом на «умственном продвижении».
У обезьян, и в частности у шимпанзе, развитие детенышей происходит в условиях мультимодальной коммуникации. На ее фоне сотрудники Рохемптонского университета в Лондоне еще в 2019 году обнаружили проявление языковых – лингвистических – законов в ходе жестовой коммуникации детенышей обезьян. Наблюдение подтвердили их коллеги из университета в г. Дарэм.
Тщательные наблюдения велись за 28 детенышами шимпанзе. При этом фиксировались самые разные модальности коммуникации, включая жесты. У детенышей жесты, отнесенные к мономодальной коммуникации, делались гораздо чаще мультимодальных проявлений общения. С возрастом увеличивалась роль мультимодальной сигнализации (те самые 50–200 «слов»-криков). Этот процесс характерен для детей человека, у которых слова подкрепляются позой и выражением лица, взглядами и движениями рук и ног.
Ученые-естественники и лингвисты давно пытаются понять истоки столь сложной коммуникативной способности. Но чаще всего их подход учитывает лишь слова и жесты, что явно недостаточно для понимания языка. Авторы приходят к выводу, что для понимания развития человеческой коммуникации необходимо исследовать ее мультимодальную природу.
Учет выражения лица и направления протянутой руки может показаться слишком отвлеченным от забот сегодняшнего дня. Но не будем забывать, что некогда биологи позаимствовали у физиков проволочные электроды для изучения электрической активности мозга. А химики показали инженерам механизм ионного обмена через клеточную мембрану. Так рождалась нейробиология, которая сегодня «учит» IT-специалистов тому, как устроены нейросети мозга, помимо всего прочего порождающего и язык…