0
29612
Газета Наука и технологии Печатная версия

25.04.2023 17:53:00

Авиадвигатели, которые обеспечили советской авиации господство в воздухе

В полете – «звезда» Швецова

Тэги: история авиации, авиация, авиадвигатель, швецов, технологии


история авиации, авиация, авиадвигатель, швецов, технологии Аркадий Дмитриевич Швецов в своем рабочем кабинете. Конец 1940-х.

Имя Аркадия Дмитриевича Швецова (1892–1953), выдающегося конструктора авиационных поршневых моторов, сейчас редко вспоминают. А когда-то его двигатели стояли на многих сотнях советских истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. На самолетах с моторами Швецова устанавливались мировые рекорды скорости.

Аркадий Швецов родился в семье учителя. В 1910 году поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища. Здесь Швецов прослушал знаменитый курс лекции профессора Н.Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания». А под руководством выдающегося русского моторостроителя Н. Бриллинга Швецов изучал стационарные двигатели внутреннего сгорания. В 1921 году молодой способный инженер становится во главе технического бюро завода «Мотор» в Москве и с тех пор неутомимо работает над созданием авиационных двигателей.

Первое знаменательное творение Швецова – пятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11. Он оказался на редкость безотказным и прочным, успешно прошел испытания, был одобрен специальной комиссией в 1925 году и запущен в производство. Так родился серийный мотор воздушного охлаждения, который эксплуатировался до 60-х годов прошлого столетия! Отрасль не знает другого такого примера долговечности двигателя.

В 1934 году Аркадий Дмитриевич становится техническим директором и главным конструктором крупнейшего моторостроительного завода в родной Перми. Здесь было создано и освоено большинство его двигателей: М-62, М-62ИР для самолетов Ан-2, Ли-2. Они также широко использовались на истребителях И-15, И-16, И-153. В мае 1939 года пошел в серийное производство М-63.

Два года спустя началось массовое производство М-82. Это была действительно «звездная» работа конструктора. Двигатель позволял за счет увеличения количества цилиндров достигнуть большей мощности. Выход из строя одного или нескольких цилиндров, от попадания снарядов например, практически не влиял на его характеристики. Звездообразный мотор, стоящий на истребителе впереди кабины летчика, защищал его от поражения во время воздушной схватки.

6-13-3480.jpg
Истребитель МиГ-9 с мотором М-82. 
Фотографии из архива автора
Вспоминая о работе над М-82, конструктор Н. Манюров говорил: «Аркадий Дмитриевич почти не вмешивался в ход проектирования, но следил за нашими делами внимательно. Будучи до предела загруженным человеком, Швецов тем не менее по несколько раз в день приходил в группу перспективного проектирования, подсказывал, в сложных случаях сам брался за карандаш, за счетную линейку. Меня поражало его умение просто и быстро решать сложные задачи».

В соответствии с постановлениями СНК от 9 и 10 мая, а также приказом НКАП от 13 мая 1941 года было принято решение о начале серийного выпуска двигателей воздушного охлаждения М-82 и прекращении выпуска двигателей АМ-35А на заводе № 19. В связи с этим главным конструкторам А.И. Микояну, Н.Н. Поликарпову, П.О. Сухому и А.С. Яковлеву требовалось обеспечить установку М-82 на своих самолетах и начать летные испытания.

Опытный экземпляр истребителя МиГ-3 с двигателем М-82А, получивший вскоре название МиГ-9, был построен летом 1941 года и передан на заводские летные испытания. Первый вылет состоялся 23 июля 1941 года, самолет пилотировал летчик-испытатель военного представительства М.И. Марцелюк. Однако уже на первом этапе испытаний стало ясно, что расчетную скорость 630 км/ч получить не удастся. Причины – недоведенность карбюратора и отсутствие необходимого винта. Завершить испытания и закончить выпуск войсковой серии не позволила эвакуация завода № 1 в Куйбышев (еще было построено три самолета МиГ-9). В январе 1942 года в Куйбышеве возобновились испытания МиГ-9.

После возвращения из эвакуации ОКБ-155 провело доводку самолетов МиГ-9. В июне 1942 года для проведения войсковых испытаний были переданы три МиГ-9 войсковой серии, которые приняли участие в боевых действиях. Кроме того, один самолет был передан в летную инспекцию ВВС.

Год 1943-й был для Швецова особенным. Внедрение в серийное производство двигателя М-82ФН, наиболее совершенного из всего сделанного конструктором, произошло в рекордные, даже по меркам требований военного времени, сроки. Мотор стал самым мощным в своем классе и устанавливался на истребителе Ла-7 и фронтовом бомбардировщике Ту-2. К концу войны советская авиация получила абсолютное господство в воздухе благодаря истребителям Ла-5, Ла-7, бомбардировщику Ту-2. На всех этих самолетах стояли «звезды» Швецова.

В год победы Аркадий Дмитриевич ускорил работу по созданию мотора АШ-73ТК мощностью 2500 л.с. для советской «летающей крепости» Ту-4. В конце 1946 года мотор был предъявлен на самолетные 50-часовые испытания. В том же году на КБ, возглавляемое Швецовым, были возложены проектирование и доводка мощного турбореактивного двигателя. Создание новой техники потребовало не только оригинальных конструкторских решений, но и разработки технических методов, не применявшихся до этого времени в моторостроении Советского Союза.

В 1949–1951 годах продолжались работы по увеличению ресурса АШ-73ТК. Создавался мотор для транспортной авиации – самолета Ил-14. Проектировался двигатель для вертолетов Миля и Яковлева (Ми-4 и Як-24). Создав новую конструкцию, Швецов никогда не считал свою работу законченной. Уже в процессе разработки, особенно после ее окончания, проводилась тщательная проверка технологичности чертежа… Звезда таланта конструктора Швецова до сих пор вдохновляет отечественных конструкторов авиационных моторов. 


Читайте также


Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
1349
Прошедший год, возможно, стал поворотным моментом в истории космонавтики

Прошедший год, возможно, стал поворотным моментом в истории космонавтики

Валерий Агеев

Орбитальная навигация – 2025

0
1464
Неизданные научные труды Михаила Миля с грифом «ДСП» не потеряли своей актуальности

Неизданные научные труды Михаила Миля с грифом «ДСП» не потеряли своей актуальности

Валерий Агеев

Коллекция винтокрылых уникумов

0
820
Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Олег Никифоров

2025-й объявлен в мире годом устойчивого развития

0
1934

Другие новости