Проблема, поднятая в статье «Биосфера повышенной чувствительности» известного российского ученого, доктора философских наук, профессора РАНХиГС, академика и члена Президиума РЭА Низами Мамедова («Биосфера повышенной чувствительности», «НГ-наука» от 14.12.22), на наш взгляд, имеет исключительно важное значение по следующим основаниям.
Каждый здравомыслящий человек стремится понимать мир, объяснить его. Это необходимо, чтобы он чувствовал себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания, умел предвидеть последствия различных событий, вызовов. В общем, человек должен стремиться задавать себе такие ключевые мировоззренческие вопросы, как «где мы живем?», «как все устроено в этом мире?», «что было раньше, до нас?», «что нас ждет в будущем?», «в чем смысл жизни?» и т.д.
По мнению профессора Мамедова, экологическое мировоззрение во все времена, у всех народов составляли знания, чувственно-эмоциональный опыт, ценностные убеждения по отношению к природе. Экологическое мировоззрение менялось на протяжении истории, отражало процесс перехода науки от классического к неклассическому и постнеклассическому типу научной рациональности. Эти исторические предпосылки составляют не только жизненный аспект, но и основную философско-мировоззренческую мысль, которая прослеживается в обсуждаемой нами статье.
При этом есть сфера науки и образования, которая отражает динамичные изменения в обществе, и, в свою очередь, как пишет автор статьи, «понимание роли образования как фактора устойчивого развития соединяет воедино феномены интеграции, фундаментализации и гуманизации...». Экологическая грамотность становится «актуальной образовательной проблемой, и ее разрешение определяется качеством образования, которое должно быть соразмерно новым вызовам».
Отсюда закономерный вопрос о том, как на самом деле разрешается эта проблема. С 1 сентября 2023 года предполагается вводить в школах обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС). Определен список учебных предметов, обязательных для изучения на базовом или углубленном уровне. При этом экология, естествознание будут представлены внутри таких предметов, как физика, химия, биология, лишь как содержательные элементы. Этот факт, на наш взгляд, противоречит ключевой мысли, изложенной в Концепции экологического образования в системе общего образования, утвержденной в 2022 году. В ней подчеркивается, что «экологическое образование становится платформой образования в интересах устойчивого развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке». Не случайно и Низами Мамедов отмечает, что «экология должна быть признана в системе общего образования как необходимый и обязательный предмет».
Необходимо обратить особое внимание на вывод, сделанный в обсуждаемой статье: «Экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования, определяя стратегию его ведущих направлений». Это действительно так, поскольку целью экологического образования в интересах устойчивого развития выступает формирование нового миропонимания, образа жизни, культуры устойчивого развития.
И все это должно опираться на современную научную картину мира, ценности экологически устойчивого развития, умение выявлять в окружающем мире взаимосвязи природных, экономических и социальных процессов, глобального, локального и личностного, прошлого, настоящего и будущего, а также опыт конкретных практических действий в интересах устойчивого развития. Это выводит содержание экологического образования за пределы естественно-научной области.
Появление нового направления – экологического образования для устойчивого развития – не отменяет, а дополняет классическое экологическое образование. При этом существенно изменяется представление о целях и методах экологического образования, о содержании экологической компетенции учителя, о роли педагогического образования в ее формировании.
Улан- Удэ
комментарии(0)