Термин «экологизация учебного предмета биологии» впервые появился в монографии автора в 1979 году. Фото с сайта www.ekotula.ucoz.ru
С большим уважением и удовольствием прочитала статью Н.М. Мамедова «Биосфера повышенной чувствительности», опубликованную в «Независимой газете» 14 декабря 2022 года. Очень справедливый и актуальный материал. Действительно, сейчас в общеобразовательной школе, как и в обществе в целом, об экологии, экологическом образовании, экологической культуре больше говорится, чем делается.
Во-первых, полностью поддерживаю Низами Мамедова в его настойчивом требовании включить предмет «Экология» в перечень обязательных учебных дисциплин в 10 и 11-х классах. Но таких учебников по экологии пока нет. Имеющиеся учебные книги по экологии для школьников, появившихся в 90-е годы, во многом повторяют содержание из учебных курсов биологии, географии, физики и ОБЖ. Тем же страдают учебники по экологии для старшей школы, публикуемые и в настоящее время.
Важно отметить, что нет такого нужного учебника по экологии и для студентов педагогических вузов – будущих учителей. Экология давно преподается в университетах, но как специализированная дисциплина (экология насекомых, экология рыб, экология растений, фитоценология, или геоботаника, биогеоценология и пр.). Но единого целостного – интегрированного – курса пока нет. Даже в ценной, широко известной книге И.А. Шилова «Экология» (М., 1997) экологические сведения представлены преимущественно на зоологическом материале.
Еще в далеком 1975 году, пытаясь преподавать некий единый курс по экологии студентам-биологам педвуза, я создала учебное пособие под названием «Общая экология» (Л., 1975), в котором экологические сведения излагались на материалах, объединяющих общие сведения по экологии растений, животных и человека. Оно обеспечило многим студентам научное изучение сущности экологии (как новой в то время науки) в понимании процессов жизни в природе. Как общая экология в 1975 году эта наука впервые была включена в учебный план по подготовке учителя по биологии.
К сожалению, в современной науке все еще нет четко выработанной общей теории экологии, интегрирующей огромный объем знаний о живом мире, окружающей среде, их взаимодействии в аспектах биологических, географических, физических, экономических, юридических, практических и многих других направлений. Все эти аспекты требуют изучения, понимания, регулирования и внедрения в практику. Прежде всего при создании учебной книги по экологии для студентов вузов, и только затем для школьников.
Во-вторых. О нынешнем состоянии экологического образования в стране.
Я не согласна с автором статьи, что «оно не отвечает интересам понимания и не соответствует мировым тенденциям в данной области». Прежде всего никаких «мировых тенденций» позитивного свойства пока еще нет ни в какой стране. Еще многое нам диктует сама природа. Мы лишь начинаем что-то делать для ослабления природных катаклизмов, строим модели решения отдельных экологических проблем. Притом позитивные решения чаще всего встречаются на примерах местных, региональных, но не глобальных экологических проблем, и нередко в них участвуют и школьники. Это ценная деятельность. Есть конкретные примеры, как школьники участвуют в различных экологических проектах, например: «Сохраним чистым источник воды», «Увеличим расселение лотоса в озерах нашего края», «Защитим сон-траву и расширим ее воспроизводство в природе» и т.п.
К тому же с 5-го по 11-й класс школьники, изучая биологию, приобретают конкретные знания об экологии, экологических объектах, процессах взаимодействия в природе; изучают материалы по экологии организма и других биосистем.
Но Н.М. Мамедов прав, что современные достижения развития науки экологии уже требуют неких «общих, интегрированных материалов» этой науки, как и рекомендаций к практическому действию людей. Именно с такой задачей и должен быть создан учебник по экологии для учащихся старшей школы.
Я биолог и специалист в области обучения биологии и экологии. Поэтому полагаю, что для старшей школы содержание учебного предмета по экологии не должно повторять то, что дается в основной школе в 5–9-х классах (даже на более сложном уровне его изложения). Содержание должно двигаться дальше – к анализу проблем, конкретным экологическим технологиям, к решению конкретных проектов глобальных, региональных, местных и бытовых экологических проблем. И кроме того, к рекомендациям по экологической деятельности (в разных видах человеческого труда), а также в быту и обществе.
Этот материал следует излагать (с учетом возраста детей) более четко, конкретно, целенаправленно и интересно, без избытка слов о значении экологии для человечества, чем грешат много лет почти все авторы публикаций по экологической проблематике. Именно такой практико-ориентированный подход позволит сдвинуть внимание школьников от «разговорной» экологии к непосредственным возможностям применения практики природопользования для жизни каждого человека.
Наконец, в-третьих. Взаимоотношение понятий «экология» vs «экологизация». Это очень интересный вопрос, в котором я не совсем поняла позицию Н.М. Мамедова. Цитирую: «Очень часто противопоставляют экологическое образование и экологизацию образования. Почему-то считают, что важнее и проще реализовать экологизацию образования, чем ввести отдельный интегрированный предмет «Экология».
Поясняю: экологическое образование и экологизация – это два тесно взаимосвязанных процесса. Их не следует путать. У них разные задачи, но единая цель: сформировать у школьников экологическое понимание и знание сути взаимодействия в природе живого мира и общества в окружающей среде. Экологическое образование – целостный особый курс с системой знаний, идей, ценностных отношений и предметных умений, подобный модулю, непосредственно внедряющему основы науки экологии в образование школьников. Тогда как экологизация образования – это экологическое освещение содержания какого-либо учебного предмета.
Термин «экологизация учебного предмета биологии» впервые появился в моей монографии в 1979 году и в докторской диссертации «Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы» (Пономарева И.Н.; Л., 1980, ЛГПИ им. А.И. Герцена). Спустя некоторое время идея «экологизация предмета биологии в школе» была обозначена как одна из ведущих в создании нашей авторской программы и учебников по биологии в основной школе (1991), а с 1993 года и в старшей школе.
Появление такой авторской линии школьных учебников (5–11-х классов) не было случайным. В конце 70-х и начале 90-х годов все мы, энтузиасты внедрения экологического образования и экологической культуры в среднюю и высшую школу, писали статьи, проводили конференции, защищали диссертации, писали книги для учителей и студентов – будущих педагогов; участвовали в создании стандарта по экологическому образованию и другим школьным предметам. Но случилось так, что наш документ «Проект стандарта по экологическому образованию», в создании которого участвовал и Н.М. Мамедов, не был принят для внедрения в школу. Именно поэтому появилось желание включить материалы науки экологии в канву содержания учебного предмета «Биология», то есть экологизировать биологический материал, окрасить его примерами явлений и фактов, идей закономерностей, событиями экологии, во всех школьных курсах: «Ботаника», «Зоология», «Человек и его здоровье»…
В те же 90-е годы в Министерстве образования обозначилась идея создания разных авторских линий по учебным предметам. И я с группой авторов-биологов в 1991 году начала готовить программу и новые учебники по биологии для средней школы (тогда – 6–9-е классы). В 1998 году мы расширили нашу авторскую программу содержанием курсов для 10 и 11-х классов (с базовым и углубленным уровнями обучения), а немного позже экологизацию включили и в программу 5-го класса. В 1998/99 учебном году появились наши первые школьные экологизированные учебники по биологии для 5–11-х классов (под ред. проф. И.Н. Пономаревой), работающие в общеобразовательной школе России по настоящее время. n
Санкт-Петербург