Автор бюста Владимир Суровцев и президент Международного Шуховского фонда Леонид Штерн в мастерской скульптора у бюста Н.В. Никитину. Фото из архива Леонида Штерна |
3 марта исполнится 50 лет со дня смерти Николая Васильевича Никитина (1907–1973). Накануне этой мемориальной даты рядом с Останкинской телебашней в Москве установлен бюст выдающегося инженера. Увековечить память о русском инженере предложили президент Международного Шуховского фонда Леонид Штерн и президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Инициативу поддержало руководство Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС).
Уже в начале 30-х годов XX века Никитин создавал уникальные конструкции из сборного железобетона. Он начал заниматься этим направлением во время учебы в Томском технологическом институте, где возглавлял студенческое конструкторское бюро. Очевидно, Никитин находился под впечатлением курса лекций профессора Николая Молотилова «Технология железобетона» (расстрелян в 1938-м).
Тема первой курсовой работы Николая Никитина, «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона», определила вектор его деятельности на всю жизнь. По легенде, идея конструкции Останкинской башни пришла ему во сне, в образе перевернутой лилии с крепким стеблем и устойчивым основанием. Башня действительно показала устойчивость – железобетонная «лилия» выдержала два сильнейших урагана, две волны от землетрясений силой 3–4 балла (1997, 2013), была полностью восстановлена после пожара 2000 года.
На родине инженера его именем названа улица в Тобольске, установлен памятник в Ишиме. В год 100-летия со дня рождения знаменитого сибиряка газета «Тюменские известия» писала об Останкинской башне: «Строилось это многофункциональное сооружение, воплощавшее не только прогресс строительного дела, но и знаменовавшее собой прорыв в отечественном телевидении, с 1960 по 1964 год, когда она достигла своего пика – отметки 533 метра». Отмечалось также, что телебашня не носит имени своего творца, но «в среде профессионалов ее стойко и преданно зовут «Николаевной».
Работы Никитина заложили основы строительства из сборного железобетона в нашей стране, и это направление стало одним из ключевых в отрасли: с 1955 по 1985 год объем применения сборного железобетона вырос в 25 раз. Доктор технических наук Николай Никитин был избран членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР, ему присвоено звание заслуженного строителя РСФСР, он удостоен государственных наград. Работая с 1937 года в Москве и находясь на видных постах, участвуя в таких пафосных проектах, как Дворец Советов (так и не осуществленный), Никитин оставался беспартийным, что по тем временам трудно представить.
Создание бюста Никитина доверили скульптору Владимиру Суровцеву – народному художнику РФ. Его композиции установлены в 21 стране мира. Памятник встрече на Эльбе находится в немецком городе Штрелла (копия – в музее штата Техас, США). В центре Парижа – композиция, посвященная русскому экспедиционному корпусу, воевавшему во Франции в 1915–1918 годах… Произведения Суровцева – в собрании Третьяковки, в частных коллекциях и музеях мира.
События, связанные с проектом бюста Николая Никитина, развивались стремительно. Суровцев получил заказ на его создание 1 ноября 2022 года, а завершить работу предстояло до 15 декабря – к 115-летию со дня рождения Никитина. И это удалось. За полтора месяца создать образ скульптуры, изваять ее в глине и отлить в металле – огромная работа, и Суровцев ценит участие в ней сына Данилы, тоже скульптора. Поздним вечером 14 декабря 2022 года прикрутили последний винтик к табличке с надписью «Главный конструктор Останкинской телебашни НИКИТИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ».
Бюст Никитина выполнен из бронзы, постамент – из гранита, добытого в Карелии (благодаря дружбе скульптора с производственниками камень быстро доставили из Санкт-Петербурга). Трехметровая скульптура уже стоит рядом с Останкинской телебашней – пока в закрытом виде.
«Мы сделали этот проект, помня о словах Ломоносова, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», – отмечает Суровцев. Скульптор воплотил образ «крупного, мудрого человека, который не боится иногда идти против обстоятельств». Воссоздано и портретное сходство: скульптура передает выразительность, фактурность лица инженера.
Макеты будущих проектов – мечты скульптора. В числе реальных – мемориал «Богородицкое поле» в честь защитников Москвы под Вязьмой. А вот мемориальная доска, посвященная Параду Победы, состоявшемуся 24 июня 1945 года, – уже не только макет; готовая работа выполнена в бронзе на средства скульптора. Образы, отлитые в металле или высеченные в камне, – это память, запечатленная на века.