Фото freepik.com
Публикация моей статьи «Биосфера повышенной чувствительности» в «НГ-науке» от 14.12.22 вызвала бурную и в основном положительную реакцию научно-педагогической общественности. Об этом свидетельствуют подборки откликов в газете от 21 декабря, 25 января и в сегодняшнем выпуске. В этих публикациях раскрывается ряд причин печального состояния экологического образования в нашей стране, предлагаются обоснованные позитивные решения…
Однако высокую дискуссию, развернувшуюся на страницах «НГ-науки», «приземлила» информация начальника отдела Академии Минпросвещения РФ Светланы Мансуровой о том, что с 1 сентября 2023 года, согласно измененным Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) среднего общего образования, предмет «Экология» перестанет быть самостоятельным учебным предметом. Содержание предмета «Экология» будет делиться и включаться в курсы по биологии, физике, химии, географии.
Это решение свидетельствует об абсолютном непонимании экспертами Минпроса РФ особенностей экологии как науки, ее целостной сущности, делающей абсурдным деление содержания экологии на части. Это то же самое, если предмет физической химии делить между физикой и химией, биофизику – между биологией и физикой, то есть ликвидировать интегративные науки, отражающие объективно взаимосвязанные процессы и явления. Хочется напомнить экспертам истину, восходящую к Платону, Аристотелю, Гегелю: «Целое нельзя свести к сумме частей, поскольку оно обладает качественной спецификой».
Все направления экологии ориентированы на изучение, раскрытие вещественно-энергетических, информационных связей биологических, социальных объектов со средой. Эти связи в совокупности определяют содержание экологического взаимодействия, необходимое для существования и развития рассматриваемых объектов.
Небезынтересно, что основу экологического познания составляет так называемый экологический подход. Его сущность заключается в том, что в экосистеме выделяются две подсистемы. Одна из них помещается в центре и рассматривается как главный объект, а другая – как окружающая среда. Все связи оцениваются прежде всего по их воздействию на установленный главный объект. Эти связи и определяют суть экологического взаимодействия.
В биологической экологии в качестве главного объекта выступают те или иные уровни живой природы (организм, популяция, сообщество). Использование экологического подхода по отношению к человеку и обществу определило предметное поле экологии человека и экологии общества (социальной экологии). В ХХ веке, когда интенсивно стали развиваться системные исследования, экологический подход обоснованно представили как частный случай (центрированный вариант) системного подхода.
И общенаучный характер экологического подхода определяется тем обстоятельством, что в качестве центрального объекта можно представить различные компоненты природной и социальной действительности и определять предпосылки и условия их существования. Собственно, в этом и заключается основной смысл экологического познания.
Важно пояснить, что с точки зрения логики и методологии науки основатель экологии Эрнст Геккель, изучая взаимоотношения организмов со средой, привнес в естествознание категорию «отношение». Это тоже важное обстоятельство для понимания сущности экологического познания, основ его обобщения. Несмотря на единство в действительности вещи, свойства, отношения, классическое естествознание опиралось на категории вещь и свойство. Со времен пифагорейцев только математика определяется как наука, изучающая количественные отношения, имеющие место в действительности.
И вот в биологической экологии считается, что свойства организмов и популяций обнаруживаются в отношениях к окружающей среде. Категория «отношение» позволяет отображать также связи человека и общества со средой обитания.
Наконец, современная экология отличается от классического типа науки тем, что она становится «нормативным естествознанием», несет ответственность не только за истинность получаемых знаний, но и также за их применение. И если термодинамика и эволюционная теория уточнили понятие времени, показали его необратимость, квантовая теория показала ограниченность резкого противопоставления объекта и субъекта, теория систем вернула целостный, холистический подход в естествознание, то экология усилила ценностные измерения в науке, «смягчила» классическую научную рациональность.
Следует особо отметить ошибочную точку зрения, согласно которой экология перестает быть самостоятельной наукой вследствие распространения ее идей, принципов на различные области познания. Считается при этом, что правильнее толковать экологию «не как самостоятельную науку», а «как специфический общенаучный подход».
В данном случае экология как наука противопоставляется средству (методу) познания. Может ли экологический подход существовать сам по себе, без собственного научно-теоретического базиса?
Каждый метод познания имеет онтологические и гносеологические стороны. Онтологическая характеризует объективное содержание метода и определяется достигнутой мерой отображения реальности. Выявленные закономерности могут выполнять роль средства познания, если на их основе выработаны некоторые понятия, приемы, принципы и т.д. Непосредственным инструментом познания являются именно они. Это обстоятельство создает иллюзию независимости того или иного метода и подхода от исходных объективных закономерностей, отображением которых они являются.
Академик Павел Васильевич Копнин в свое время писал, что иногда метод «представляют совершенно чуждым объекту, чисто субъективной процедурой. Но если бы это было так, то метод не мог бы вести познание и практическое действие к овладению объектом... В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта».
Таким образом, относительная самостоятельность экологического подхода вовсе не означает, что возможно его абсолютно независимое существование. Он – не отчужденная от экологии автономная система знаний, а инструментальное воплощение экологического знания.
В заключение хочу поддержать кандидата педагогических наук, доцента Екатерину Колесову: экологическое образование – это суперсовременное образование, оно ориентировано в будущее, и для его полноценной реализации требуется высокая эрудиция, системное мышление, моральная ответственность перед приходящими нам на смену новыми поколениями.