0
8220
Газета Наука и технологии Печатная версия

07.02.2023 18:59:00

Сто способов действий, поведения, выбора решений

Как осуществить переход от экологической грамотности к экологической культуре

Сергей Алексеев

Об авторе: Сергей Владимирович Алексеев – доктор педагогических наук, профессор, директор Института общего образования, профессор кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, лауреат Премии правительства РФ в области образования (2011).

Тэги: экология, общество, природа, технологии, биосфера


экология, общество, природа, технологии, биосфера Экологи-неформалы – это люди, хорошо ориентирующиеся в определенной экологической области, например проблеме отходов. Фото Reuters

Сегодня экология вышла за пределы чисто биологической и географической наук, она включает значимые философские и психологические основания, экономические и социально-гуманитарные положения, а главное – она обеспечивает, наряду с другими науками, движение по вектору безопасности: безопасности жизни человека, безопасности (в том числе и национальной!) общества и государства, безопасности цивилизации. Перспективным направлением этого движения является образование в интересах устойчивого развития, образования, нацеленного на достижения 17 Целей устойчивого развития, выделенных в 2015 году ООН.

Статья профессора Н.М. Мамедова «Биосфера повышенной чувствительности» («НГ-наука», 14.12.22) затронула глубокий пласт нерешенных проблем современного образования. Вот уже почти полвека научно-педагогическая общественность обсуждает, как реализовать экологическое образование.

Современные образы нынешнего мира, структурированные на эффектах VUCA-мира: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), и BANI-мира: brittle (хрупкость), anxious (тревожность), nonlinear (нелинейность), incomprehensible (непостижимость), могут быть дополнены моделью «6+1». Она отражает педагогический аспект, гуманитарный взгляд на осмысление современной действительности.

Модель «6+1» включает в себя принципы гуманитарности и экологичности, наукосообразности и культуросообразности, неопределенности и технологичности. Ведущим принципом, аттрактором всех остальных, сейчас должен стать принцип безопасности – вектор ориентации на безопасность окружающего нас мира, безопасности человечества и человеческой цивилизации, безопасности конкретного человека. Один из результатов реализации данной модели – формирование экологической культуры, понимаемой большинством ученых как система экологических знаний, ценностей, сознания, мышления, поведения и экологически осмысленной деятельности.

Понятие экологической культуры достаточно сложное, многоаспектное, уровневое. Экологическая культура – это целостность, включающая: экологические знания (естественно-научные, социогуманитарные, технические и др.); экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей); экологическое сознание (совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты); экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического сознания и мышления в повседневную норму поступка; культура чувств – моральный «резонанс», сочувствие, переживание, «благоговение перед жизнью» (по А. Швейцеру).

Данные аспекты и уровни отражаются в типологии субъектов экологического образования и просвещения; возможны варианты сформированности экокультуры у эколога-естественника, эколога-технолога, эколога-неформала и др.

Эколог-естественник – человек с глубокими системными знаниями основ экологической науки, умеющий оценивать и объяснять экологические явления и проблемы окружающей среды.

Эколог-технолог – человек, чаще всего имеющий специальное (среднее или высшее) профессиональное образование в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности; это люди, хорошо знающие производственные процессы и механизмы очистки от вредных выбросов и сбросов и т.д., они оперируют показателями предельно допустимых концентраций и т.п.

Эколог-неформал – человек, активно принимающий участие в различных экологических акциях, субботниках, программах, являясь либо членом общественной экологической организации, либо просто поддерживая эти мероприятия по собственным убеждениям. В большинстве случаев это люди, владеющие достаточной информацией в определенной экологической области, например проблемах отходов, проблемах альтернативной энергетики, проблемах изменения климата.

Эколог-гуманитарий – человек, воспринимающий окружающую среду, и в первую очередь ее природную составляющую, как предмет для творчества, для саморазвития через погружения в нее, представления продуктов творчества для восприятия их окружающими людьми; это художники, писатели и поэты, артисты.

Эколог-лирик – человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, трепетно воспринимающий красоту окружающей природы во всех ее проявлениях.

Эколог «из народа» – человек без специального образования, который воспринимает экологическую информацию в основном из средств массовой информации, интернета, от друзей и знакомых. Тем не менее по всем экологическим ситуациям имеет собственное (чаще всего ничем не обоснованное!) суждение.

Первым уровнем экологической культуры может рассматриваться экологическая грамотность как функциональная грамотность в области взаимоотношений человека и общества с окружающей средой. Представляется, что сейчас каждый гражданин должен освоить как минимум «Азбуку экологии», включающую, условно, 100 слов из экологии, начиная с экологического следа человека (и человечества) и заканчивая его цифровым следом. Это не просто 100 экологических понятий, это 100 способов действий, поведения, выбора решений с учетом экологических правил и императивов.

В целом повышение эффективности формирования экологической грамотности, а в дальнейшем экологической образованности, экологической компетентности и, наконец, экологической культуры связано с интеграцией экологического образования и экологического просвещения. Интеграция же экологической культуры с экономической и социальной создает условия для становления культуры устойчивого развития.

Санкт-Петербург


Читайте также


В Мневниковской пойме построят цирк будущего

В Мневниковской пойме построят цирк будущего

Елена Крапчатова

Москвичи на "Активном гражданине" выбирают, как будет выглядеть инновационное здание

0
3431
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
5290
От полярных медведей до арктических микроорганизмов

От полярных медведей до арктических микроорганизмов

Татьяна Астафьева

Компания "Роснефть" в 2025 году продолжит выполнять программы по изучению и сохранению биоразнообразия в регионах Крайнего Севера

0
7025
Я просил прощения у дерева

Я просил прощения у дерева

Лола Звонарева

Не прав Базаров: природа – храм

0
5199

Другие новости