В цивилизации нового – информационного – типа статус человека будет определяться высоким уровнем экологической культуры. Фото с сайта www.rus-arc.ru
Мне очень понятны мысли и тревоги автора, известного ученого Низами Мустафаевича Мамедова: существующее образование не отвечает вызовам современности. Эффективность экологического образования и образования для устойчивого развития, к сожалению, не очень высокая. И 20 лет назад, как я писала в своей докторской диссертации, и сегодня мы видим, что проблемы экологического образования еще не получили адекватной озабоченности со стороны управленцев образования и науки. В сложившейся системе экологического образования наблюдается несоответствие заявленных целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения.
В соответствии с названием статьи можем сказать, что сегодня не хватает «повышенной чувствительности» к проблемам экологического образования со стороны политиков и властных структур. Неужели только когда из крана потечет коричневая вода и на улицу невозможно станет выйти без маски, мы обратим внимание на проблемы экологической культуры населения?!
В новом тысячелетии – в цивилизации нового, информационного типа – статус человека будет определяться высоким уровнем экологической культуры. Поэтому основой образовательного процесса в России, его интеграции в мировое образовательное пространство должны стать концепция о развитии мира как единого целого, представление о развитии человечества как части процесса взаимодействия общества и природы, воспитание потребности к самообразованию, обучению на протяжении всей жизни.
Спасибо Низами Мустафаевичу, что еще и еще раз он привлекает внимание общественности к проблемам экологического образования. Особенно актуальна его мысль, что исключительное значение должны иметь «гуманитарные, культурологические и экологические образовательные линии». На мой взгляд, также важно в этом отношении обращение к этноэкологическим традициям народов России: они тоже должны стать обязательными в содержании российского образования.
Улан-Удэ