Экологические курсы в школьном образовании и подготовке педагога должны отражать эти современные тенденции развития науки и образования. Фото с сайта www.school38.org
В статье профессора Н.М. Мамедова «Биосфера повышенной чувствительности» рассматриваются вопросы стратегической фундаментальной значимости для современного образования. К числу поднятых автором острых проблем следует отнести опережающую роль экологического образования в достижении устойчивого развития и необходимость в этом контексте внедрения в образовательную практику интегрального экологического курса наряду с элементами экологизации традиционных дисциплин.
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Конечно, необходимо единство интеграции и дифференциации, что обеспечивает единство и целостность экологического знания, имеющего как познавательный, так и ценностно-нормативный, деятельностный аспекты. Вместе с тем на протяжении десятилетий приходится доказывать эту очевидность. На наш взгляд, это связано с автономностью действий по экологическому образованию (ЭО) различных научных школ, неумением или нежеланием договариваться по существу. В этой связи поднятая Н.М. Мамедовым в статье проблема весьма актуальна.
В современной кризисной экологической ситуации в мире и нашей стране активизация деятельности по концептуализации, нормативно-правовому обеспечению, управлению и координации экологического образования в России крайне необходима. Особую значимость сейчас приобретает консолидация профессионального сообщества, работающего по проблемам ЭО, и федеральных органов, в том числе Минпросвещения РФ. Статья Н.М. Мамедова – одного из лидеров становления и развития экологического образования в нашей стране, создает продуктивную платформу для подобной консолидации.
Вызовы современного неопределенного, нестабильного, сложного и неоднозначного VUCA-мира (Volatility – «нестабильность», Uncertainty – «неопределенность», Complexity – «сложность» и Ambiguity – «неоднозначность») ставят под угрозу выживание современной техногенной цивилизации, которая теряет свое единство, внутреннюю устойчивость. В сложившихся условиях особую значимость приобретает культура устойчивого развития и ее базисное основание – экологическая культура. Она становится одним из оснований и драйверов устойчивого развития современного общества. Являясь регулятором экологосообразной жизнедеятельности человека, экологическая культура способствует преобразованию системы ценностей современного мира на базе диалога и сотрудничества, обеспечивает основу коэволюции человека и природы.
Формирование экологической культуры как интегрированного качества личности предполагает комплексное воздействие на все сферы личности: познавательную, ценностную и волевую. В контексте единства всех сфер сознания личности экологическая культура включает взаимосвязанные когерентные компоненты:
– систему экологических знаний: естественно-научных и экологических, ценностно-нормативных, практических;
– экологическое мышление: установление причинно-следственных вероятностных, прогностических и других видов связей;
– культуру чувств: эмоционально-нравственный резонанс, ценности, оценки, отношения, переживания, нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции;
– культуру экологически оправданного поведения, характеризующуюся степенью превращения экологических знаний, мышления в повседневную норму поступка.
Эффективное формирование экологической культуры возможно в целостном процессе экологического образования, которое в современных условиях обостряющейся экологической ситуации рассматривается как стратегический приоритет и социокультурный ресурс современного общества, важнейшее условие национальной безопасности страны. Ключевое звено в решении этой задачи – школьное экологическое образование и подготовка учителя к его осуществлению.
Именно экологическое образование современных школьников и подготовка педагога предопределяют облик эколого-ориентированного человека будущего. Вместе с тем в рамках существующей предметно-центричной модели образования это в полной мере сделать невозможно. Необходимы интегрированные экологические курсы, отражающие экогуманистические идеи современной постнеклассической научной картины мира, ее теоретических и практико-ориентированных направлений. Отметим, что сегодня активно развиваются направления практико-ориентированной науки, которая способна осуществлять цепочку переходов от теоретико-концептуального знания к знанию проектному.
Экологические курсы в школьном образовании и подготовке педагога должны отражать эти современные тенденции развития науки и образования, связанные с интегративностью, трансдисциплинарностью и прикладной направленностью. Считаем, что у нас в стране был такой замечательный опыт по созданию интегративных экологических предметов и соответствующих учебников.
Профессором Мамедовым совместно с И.Т. Суравегиной был подготовлен интегративный учебник по экологии для 9–10-х классов общеобразовательных школ. Этот учебник поддержали выдающиеся ученые России: академики РАН А. Л. Яншин и Н.Н. Моисеев. В нем впервые на школьном уровне вводились понятия и представления экологии человека, социальной экологии, глобализации, теории устойчивого развития и т.д. Учебник перевели на иностранные языки. Недавно увидело свет его дополненное третье издание. Но… учебник оказался не востребован, поскольку экология снята с учебных планов.
Считаем, что обязательным компонентом реализации ЭО в школе и в экологической подготовке педагога должен быть прикладной практико-ориентированный экологический курс. Подобный курс и соответствующий учебник «Природопользование» (авторы Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др.) был создан и издан в издательстве «Просвещение» еще в середине 90-х годов ХХ века. Курс получил высокую оценку профессионального сообщества и педагогов. Но и этот курс также не востребован, поскольку экология снята с учебных планов. А ведь его актуальность очевидна в контексте указа президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем проблеме рационального природопользования посвящен целый раздел.
Два рассмотренных выше курса взаимно дополняют друг друга, обеспечивая взаимосвязь морфоструктурной интеграции (интеграция содержания по структуре науки) и функциональной интеграции (интеграция содержания по направлениям деятельности и экологическим проблемам).
Хотелось бы надеяться, что будет нормативно поддержана на уровне федеральных органов практическая реализация принципиально иных приоритетов устойчивого развития, которые исходят из принципов опережающего развития интегративного экологического образования и соответствующих ему качеств человека по сравнению с развитием сложных технологических систем.
Нижний Новгород