0
12431
Газета Наука Печатная версия

24.01.2023 19:20:00

Политехнический музей в ретроспективе и перспективе

Никак нельзя потерять богатые фонды, архив и уникальную библиотеку

Владимир Витвицкий

Об авторе: Владимир Марьянович Витвицкий – заслуженный работник культуры РФ.

Тэги: политехнический музей, общество, история, образование, техника, технологии


политехнический музей, общество, история, образование, техника, технологии Главный подъезд № 1 Политехнического накануне закрытия музея на реконструкцию.

В декабре 2022 года знаменитому Политехническому музею, одному из старейших технических музеев в мире, исполнилось 150 лет. Этот юбилей музей встретил c закрытым для доступа посетителей зданием, достаточно смутными перспективами завершения его реконструкции. Отсутствует ясность относительно места и сроков строительства современного фондохранилища и вообще понимания, что же будет в результате завершения работ по его реконструкции.

Профиль нового музея

В среде российской научно-технической интеллигенции идея о необходимости создания Политехнического музея сформировалась в 60-е годы XIX века, в весьма значимое для России время. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические знания, технологии и идеи.

Инициатива создания Политехнического музея исходила от российских ученых-просветителей – членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ). И что очень важно, предложение об организации научного, образовательного и просветительного центра, распространяющего знания, опыт, позволяющего публично обсуждать новые идеи и формировать общественное мнение, была поддержана научной интеллигенцией, правительством России, Московской общей думой, членами императорской семьи, представителями деловых кругов страны.

В рамках празднования 200-летия Петра I было решено открыть в Москве Всероссийскую Политехническую выставку, павильоны которой располагались у стен Кремля. Выставка начала работу 30 мая 1872 года, и за несколько месяцев ее посетило более 700 тыс. Такой интерес был у населения к научным и техническим достижением страны.

А уже 23 сентября 1872 года Высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им. Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. Профиль нового музея был определен как техническо-промышленный. Цели – содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами» и «вообще развитию технических знаний».

После закрытия Политехнической выставки большую часть ее экспонатов перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года (по новому стилю) Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В 1874 году на Новой площади началось строительство здания для музея, которое в три этапа завершилось в 1907-м.

Музей пользовался огромной популярностью среди населения. Вместе с техническими достижениями изменялись и философия, и мировоззрение общества. Все это влияло на социальные процессы: люди, не знавшие грамоты, не умевшие писать, узнавали здесь о поистине революционных изобретениях. В конце XIX – первом десятилетии XX века Политехнический музей фактически становится главным научным, культурным и образовательным центром России.

Успех научной и просветительской деятельности музея в значительной степени был обеспечен участием в его работе таких корифеев науки, как П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, А.Г. Столетов. Золотыми страницами в историю музея вошли лекции Н.А. Умова и П.П. Лазарева по физике, Ф.А. Бредихина – по астрономии, С.А. Чаплыгина – по прикладной математике и механике, И.А. Каблукова – по химии, Д.Н. Прянишникова – по сельскому хозяйству.

В музее организовывались курсы для учителей, которых знакомили с новыми методами преподавания. Для ремесленников устраивались курсы по изучению новых инструментов и технологий. Слушателей привозили из самых удаленных уголков империи.

Реконструкция или реформация

В революционные годы Политехнический музей включился в политическую жизнь страны. В 1930-е годы деятельность музея претерпела существенные изменения, была развернута масштабная экспозиционная и научно-просветительская работа, посвященная индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства. В 1934 году он фактически превратился в выставку «Наши достижения».

В 1947 году Политехнический музей был передан в ведение Всесоюзного общества «Знание» и на его базе была развернута широкая просветительская деятельность, отражающая задачи научно-технического развития страны, в том числе освоение космоса.

1-10-2480.jpg
Фонды архива и Политехнической библиотеки,
которыми обладает музей, уникальны. 
Фото Андрея Ваганова
Особенностью Политехнического музея всегда было то, что в нем размещались не только экспозиции, но проводилась и большая научно-просветительская и профориентационная работа. Кроме того, он стал еще и научным центром, в котором проводятся научные политехнические чтения, посвященные юбилеям ученых, значительным датам в области науки и техники, конференции и семинары по истории науки и техники.

Большая аудитория Политехнического музея на 1000 мест, открытая для посещения в 1907 году, давно и прочно заслужила оценку одной из лучших аудиторий Москвы и завоевала особые позиции в научной, общественной и культурной жизни нашей столицы. В ее стенах читали лекции и демонстрировали опыты известные ученые, обсуждались различные научные проблемы, проблемы общественной жизни. В 1920-е и 1960-е годы Большая аудитория стала настоящей политической трибуной Москвы. Здесь проходили литературные вечера, диспуты, дискуссии. Среди активных участников: А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский, С. Есенин, В. Катаев, И. Сельвинский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский…

Вся история Политехнического музея, неразрывно связанная с историей страны, указывает на необходимость сохранения его важной просветительской роли в области науки и техники с учетом современных реалий. Для этого должна быть создана современная экспозиция, сохранено уникальное фондовое собрание и обеспечено дальнейшее пополнение коллекций музея.

150-летие Политехнического музея дает повод задуматься, какие перспективы и направления развития могут его ожидать. К сожалению, за прошедшие с закрытия на реконструкцию здания музея уже почти 10 лет вопросы его реконструкции и преобразования не решены.

Еще до начала работ по реконструкции здания Министерством культуры РФ был издан Приказ от 28.04.11 № 417 «Об утверждении и реализации концепции музея науки на базе Политехнического музея». То есть речь фактически шла о создании под вывеской реконструкции совершенно другого музея вместо Политехнического.

Не отрицая в принципе целесообразность создания музеев науки в нашей стране, все же непонятно, зачем для этого надо уничтожать Политехнический музей с его историей и культурно-просветительской нишей. При этом в профессиональном сообществе этот проект даже не обсуждался.

В результате мы имеем красивейшее здание в центре Москвы, построенное нашими предками специально для музея, завершение реконструкции которого в очередной раз перенесено на 2025 год. Скорее всего это не предел. Отсутствует ясность – что же будет внутри, отсутствуют, даже в проекте, предложения и сроки строительства современного фондохранилища, из-за чего в большой степени и затевалась реконструкция. Даже если здание будет введено в эксплуатацию в ближайшие годы – где будут размещаться и изучаться фонды, как их пополнять?

Это серьезнейшая проблема, отсутствие решения которой может повлечь потерю уникальных объектов исторического наследия в области науки и техники.

Ядро просветительского центра

Как мог бы дальше развиваться Политехнический музей.

Современный этап развития России показал необходимость осуществления структурных изменений в экономике страны, требующих проведения технического перевооружения научной и производственной базы, подготовки молодежи к освоению высокоинтеллектуальных технологий. Научно-технический прогресс невозможен без поиска и внедрения новых научных идей и теорий, привлечения молодежи к получению естественно-научного и технического образования, научно-исследовательской и инженерно-технической работе.

Особое внимание в этой работе необходимо уделить техническим дисциплинам, без которых мы не получим ни высококвалифицированного рабочего, ни высокопрофессионального инженера, жизненно необходимых для решения поставленных задач модернизации страны и обеспечения ее экономической безопасности. А это, в свою очередь, невозможно без знания истории становления и развития различных технических направлений. Это подтверждается и опытом многих технически развитых стран.

Для решения этой задачи, расширения технического кругозора специалистов, повышения уровня их профессиональных знаний в настоящее время возникла реальная необходимость начала работы по созданию сети Научно-технических просветительских центров. Ведь решение задачи технического образования подрастающего поколения, повышения профессионального уровня работающих специалистов, необходимое для обеспечения научно-технического прогресса страны, можно рассматривать как одну из приоритетных целей на ближайшие десятилетия.

В качестве первого шага Научно-технический просветительский центр целесообразно создать в Москве. В перспективе он должен стать головной организацией, на базе которой в дальнейшем организуется сеть таких центров во всех субъектах РФ, а также в крупных научных и промышленных центрах страны.

Ядром такого центра и мог бы стать обновленный Политехнический музей с его богатым фондовым собранием, архивом и уникальной Политехнической библиотекой. При этом сам музей должен сохранить статус головного научно-технического музея нашей страны.

Структурно научно-технический просветительский центр мог бы состоять из следующих подразделений: интерактивный технический музей с интерактивным технопарком (на открытой территории); театр занимательной науки (физическое и техническое шоу); научный лекторий; лабораторный комплекс (учебные практикумы); планетарий; передвижной лекционно-демонстрационный комплекс; компьютерный центр; центр мониторинга и экспертизы научных идей и теорий; молодежный научно-исследовательский комплекс; комплекс технического конструирования и дизайна; тематические производственные мастерские; справочно-информационный комплекс.

Такой центр мог бы получить статус федерального, а его научно-просветительская и профориентационная деятельность обеспечивалась бы силами общества «Знание», Российской академии наук, высших учебных заведений и заинтересованными предприятиями и корпорациями.

У нас богатые научные и инженерные достижения и традиции, нам есть чем гордиться, и звание ученого и инженера вновь должно стать предметом гордости. Другого пути стать по-настоящему великой страной, а не сырьевым придатком, нет.


Читайте также


Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
1375
Прости, странная птица. Бывший княжеский сад в бывшем колхозе имени Ленина

Прости, странная птица. Бывший княжеский сад в бывшем колхозе имени Ленина

Надежда Горлова

0
1397
Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
1612
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
1073

Другие новости