0
5484
Газета Наука Печатная версия

08.11.2022 18:02:00

За сорок лет до «Биосферы»

Двенадцать рукописных страничек, которые круто изменили жизнь будущего академика Владимира Вернадского

Евгений Буковский

Об авторе: Евгений Михайлович Буковский – исследователь жизни и творчества В.И. Вернадского, член секции В.И. Вернадского Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых, первый директор Тамбовского областного Научного культурно-просветительского ноосферного центра им. В.И. Вернадского, автор более 20 печатных работ по проблемам экологического образования и воспитания. Тамбов

Тэги: история науки, вернадский


история науки, вернадский Бюст Владимира Вернадского перед усадьбой ученого. Фото Алексея Сухорукова, пресс-служба Тамбовского государственного технического университета

12 марта 2023 года исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского, нашего соотечественника, который своими научными трудами изменил мировоззрение современников и потомков. И не случайно он стоит в одном ряду с такими выдающимися учеными, как Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Чарлз Дарвин.

На тамбовской земле

Весной 1868 года на одном из заседаний политико-экономического комитета Вольного экономического общества с Иваном Васильевичем Вернадским, отцом Владимира Вернадского, случился инсульт. Его парализовало. Болезнь протекала тяжело, отнялась половина тела. Семья решила уехать в село Старое Пластиково Рязанской губернии, свое родовое имение. Иван Васильевич медленно поправлялся. В августе того же года Вернадские решили не возвращаться в столицу. Поскольку Ивану Васильевичу предложили в Харькове место директора конторы Государственного банка, то решено было отправиться на юг.

Всей семьей с прислугой на конном дилижансе из села Старое Пластиково они отправились в Моршанск во второе имение Ивана Васильевича – Шигаевский хутор Моршанского уезда. Их путь пролегал через «Кашминский лес» в Шигаевский хутор и далее – на юг, в Харьков. Свыше 300 ветряных мельниц Моршанска как будто желали доброго пути семье Вернадских.

Сам Владимир Иванович Вернадский вспоминает: «Из деревни (Шигаевка) мы поехали прямо в Харьков. Это перемещение имело на меня большое влияние, действие юга (природа на меня всегда имела влияние)…» Это было первым посещением пятилетним Володей Тамбовской губернии. Природный мир Тамбовщины, лесная и степная местность, насыщенная «медовым» запахом цветов, где порхали бабочки и стрекозы, гудели пчелы и шмели, удивляла и восхищала маленького городского жителя.

Загадки новеллы

В Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО) хранятся документы личного фонда Владимира Ивановича Вернадского (Ф. 52–45 ед. хр.), проливающие свет на пребывание его в Тамбовской губернии на протяжении 22 лет (1886 по 1906 и с 1910 по 1912 год).

Сейчас нас интересует неполная 12-страничная рукопись единственного литературно-художественного произведения Владимира Ивановича Вернадского, новеллы «Все для Вас». Как она попала на Тамбовщину? Каково ее содержание? Почему вырваны страницы из тетради и где остальные? Как новелла «Все для Вас» повлияла на дальнейшую личную и научную судьбу Владимира Вернадского? Попробуем разобраться.

В мае 1886 года Владимир Вернадский признается в любви Наталье Старицкой и предлагает ей выйти за него замуж, но согласия не получает. Наталью Егоровну смущал тот факт, что она была старше Вернадского на два года.

В начале июня 1886 года В.И. Вернадский отправляется в Финляндию – в Рускеалу и Вильманстранде (Выборгская губерния). Здесь по поручению и на средства Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей молодой ученый исследовал известные уже с середины XVII века месторождения мрамора. «Рускеала – одно из немногих мест в России, где есть мрамор (из него построены колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. «НГ-наука»)», – запишет Вернадский. Находясь две недели в экспедиции, Владимир Иванович окончательно приходит к выводу, что без Натальи Старицкой для него теряется смысл дальнейшей жизни.

Отправляя свои эмоциональные письма из Выборгской губернии, он пишет: «Бродя с проводником финном среди здешних скал и ломок, мысль неслася к Вам, и я не раз среди работы бросал все и задумывался бог знает над чем, я старался в уме вспомнить Ваше лицо. Не скажу, чтобы я не боролся с собой, напротив, боролся упорно, сильно, но не всегда удачно; моя записная книжка... носит ясные следы этой борьбы. Я никогда не забуду, как три раза возвращался на одно и то же место, это полверсты по ужасной дороге, когда все время приходилось лезть, цепляясь за камни да за деревья, чтобы снять угол наклона одних и тех слоев мрамора; по рассеянности я все записывал и измерял неверно и вспоминал, только пройдя, пролазив достаточно; мой проводник думал, по-видимому, или что я сошел с ума, или, наверное, что-нибудь подобное».

В другом письме, от 13 июня 1886 года, В.И. Вернадский пишет к Наталье Старицкой «...мне представляется иной раз, что Вы волшебница, что где-то далеко, далеко есть ручки, которые могут делать все с моим сердцем, и мне иногда кажется, что какие-то пальчики перебирают его, давят в груди моей, ему там тесно и хочется простора, хочется бесконечного моря, бесконечной степи. Но и там ему будет тесно, но и там не найдет оно спокойствия».

Фактор «Все для Вас»

Приехав в Петербург, В.И. Вернадский отправляется 14 июня 1886 года на целый день к своей сестре в Павловск. Там под влиянием своих душевных переживаний и впечатлений от путешествия пишет литературно-художественное произведение в форме новеллы «Все для Вас», которое посвящает Наталье Егоровне. Это был последний шанс убедить ее выйти за него замуж.

13-14-2480.jpg
Наталья Егоровна Старицкая (1860–1943) –
жена В.И. Вернадского.
ГАТО. Ф. 52. Оп. 1. Д. 1.
19 июня 1886 года Владимир Иванович приглашает Наталью Егоровну к себе домой в Петербург для знакомства с матерью. «Она очень боялась, – записал Вернадский в дневнике, – мама и Оля встретили ее очень хорошо. Нянюшка Александра Семеновна мне говорила: «Какие у нее хорошие глаза и хороший она человек». И в этот же день он сопровождает Наталью Егоровну на дачу к Старицким, которая находилась в Териоки, на набережной Финского залива в Финляндии, и вручает ей тетрадь с новеллой «Все для Вас».

20 июня 1886 года Наталья Егоровна пишет письмо В.И. Вернадскому: «…ушла с Вашей тетрадкой в самую глушь сада на берег моря, в то местечко, где обыкновенно читала Ваши письма. Я так рада, что вчера ее не прочла с Вами, т [ак] к [ак] с нею точно осталось что-то от Вас. Я ее прочла и потом еще и еще. (Я ее Вам пришлю завтра, у меня будет случай.) Мне очень нравится Ваша мысль и еще больше то чувство, которое так сильно везде прорывается, мне все нравится. Но ведь Вы говорите, что я все идеализирую, значит, я, может быть, не судья, хотя, наверно, это так. Во всяком случае, мне кажется, я уверена, что Вы, наверно, можете писать и должны».

Во втором письме от 20 июня1886 года к В.И. Вернадскому Наталья Егоровна пишет: «Вчера сказала Вам, что напишу в субботу, но теперь чувствую, что непременно должна сейчас же поговорить с Вами... Когда Вы уезжали, мне так захотелось броситься за Вами вслед, попросить еще остаться... Как странно, что еще недавно Вы были совсем чужой для меня, еще недавно чувствовала такую усталость в душе, казалось, что неспособна я полюбить сильно, горячо, а теперь все прошлое кажется таким маленьким, призрачным, фантастическим, и всю меня захватило и унесло далеко от него что-то непонятное, сильное и громадное, что-то такое, чего я не испытывала никогда в жизни... Вы говорили, что я какая-то печальная, странная, а я чувствовала такую полноту счастья, радости...»

С прочтением новеллы «Все для Вас» совершился судьбоносный поворот в жизни В.И. Вернадского – Наталья Егоровна решилась дать согласие на брак с ним.

Официальная встреча В.И. Вернадского с родителями Н.Е. Старицкой по поводу их согласия на брак откладывалась по банальной причине: у него не было приличного костюма. Как сам В.И. Вернадский в своем письме к Наталье Егоровне от 13 июня 1886 года пишет: «В эту неделю никак не могу быть по самой прозаической, но, к сожалению, трудно поправимой в такой короткий срок, причине. У меня нет приличного летнего платья, а явиться в этом костюме, в каком я здесь путешествую, совсем не идет. Согласитесь сами: высокие сапоги, блуза, горный компас и молоток за поясом, гуттаперчевый плащ-альмавива с капюшоном и такою же шляпой на голове, да в довершение в руках здоровая палка…»

21 июня 1886 года перед отъездом в Вернадовку Владимир Иванович отправляет Наталье письмо из Санкт-Петербурга, где делится своими планами по поводу наследуемого им Шигаевского хутора: «Я не думаю, чтобы мне удалось устроить продажу, вероятно, придется сдать на год в аренду часть земли, а с крестьянами завести переговоры о продаже; переговоры эти будут тянуться довольно долго, так как я вообще очень плохой финансист и делец. Если же не удастся устроить так, то надо будет опять сдать в аренду какому-нибудь синьору и опять прямо искать покупщика. С моим жалованьем и доходами с имения при самых худших условиях будем получать более 2000 рублей в год, чего не прожить, и несколько сот прямо (не тратя капитала) можно и надо будет употреблять на другое…»

Ученый-рыцарь

Известно, что 21 июня 1886 года, получив тетрадь с новеллой «Все для Вас» от Натальи Егоровны обратно, Владимир Иванович забирает ее с собой в Вернадовку. Там она пролежала в письменном столе его кабинета в доме усадьбы 19 лет до 1906 года. Сюжет новеллы «Все для Вас» прост, он раскрывает отношение самого Вернадского в образе «ученого-рыцаря», искавшего «волшебное царство» для простого народа, к природе и людям. Начинается новелла так:

13-14-3480.jpg
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945)
в момент написания новеллы «Все для Вас».
Фото из книги Геннадия Аксенова
«Вернадский». М., 
изд. Молодая гвардия, 2010. ЖЗЛ
«В давным-давно прошедшие времена жил бедный рыцарь.

Жил он далеко от того волшебного царства, где нет ни печали, ни горя, где властью волшебной, властью ума и чувства над скрытыми силами природы удалось человеку на земле устроить рай, золотое царство. А что есть такое волшебное царство – он слышал.

Он жил среди других людей и видел все горе, все беды, что они друг другу желали, видел все гадости, злодейства, что среди них совершались, видел, как одни люди живут за счет других, что друг из друга делают.

И было это ему невыносимо тяжело; захотелось найти тайну великую – узнать, где находится волшебное царство. Задумал проникнуть туда, разведать, в чем же та сила волшебная, и затем вернуться назад, где жил, и устроить ее там так, чтобы радость и счастье царило, а беды и горе ушли, исчезли. Захотелось узнать, зачем, для чего живет человек, и правда, что живет он затем, чтоб пойти умереть и пойти на суд Творца и получить в награду или радость вечную, или муку бесконечную.

Но как узнать – не зная. А к кому ни обращался – никто сказать не мог: одни смеялись над ним – за блаженного приняли, а иные так даже грозили карами небесными и земными наказаниями и видели в нем дерзкого безумца и опального преступника против закона божьего и прав человеческих, были и такие, что бежали от него как от зачумленного».

А это – концовка:

«И задумчиво рыцарь головою поник, и затихли давно ветры буйные. Пробежало лишь медленно, едва слышное, но могучей всего воздуха колебание: «Вся картина, что видишь кругом, создана вся тобой, а на деле иное, иное совсем; даже многое, что тебе дорогое, теперь есть один лишь обман призрачный... Но одно не забудь и одно постарайся запомнить: так обман создался не тобою одним, не тебе одному все таким же обманом является. Создался он веком трудов, бесконечною мыслию и бесчисленным рядом страданий и слез, милой радости всех, всех живших когда-либо здесь организмов живых. И лишь этот обман привлекал тебя так к человечеству, что пошел ты искать путь-дорогу к царству волшебному. Указать ту дорогу не может никто, сам найти ты должен, и найдешь, когда сам ты переменишься. Мы лишь можем сказать, верный путь ты избрал иль ошибся совсем; мы лишь можем сказать, много ли есть путей в это царство волшебное. Ты нашел же два, но их три. Постарайся узнать и тогда приходи»…

И кругом поднялся страшный сильный вихрь и далеко отнес от степи от родной бедного рыцаря, что забытый лежал и так страстно желал постигнуть загадку ему непонятную. Но напрасно, напрасно внутри него быстро, изящно кругом мчались, вертелись и шли молекулы – малютки мозга. И бесплодны их были попытки разгадать окончательный путь к волшебному царству.

IV

На краю зеленого луга и берега голубого озера лежал в забытьи рыцарь.

Едва-едва тихо носился легкий ветерок, едва-едва колебалась слабая трава, лениво и медленно полезли разные насекомые, греясь и нежась на солнце. А озерная гладь не колыхнется, и как зеркало ясно и резко отражает она свои берега, и было видно и там, внутри озера лежит и спит, склонив голову рыцарь, и ярче и бледно лицо, и мысль вырывается наружу в прекрасном лбе, в выразительных чертах, что так усердно, что так живо и быстро работают малютки-молекулы мозга. А озеро вместе отражает и другое все; отражает оно и кусты, и деревья, что жадно столпились у его берегов и так занялись разговором, что стоят…».

Господин полицмейстер

На этом новелла обрывается. Мы не знаем, как дальше развивался сюжет и чем закончилось это произведение. Остается только догадываться о счастливом финале и что герой, обогащенный новыми знаниями, обязательно найдет дорогу в волшебное царство. Но сама история этих 12 страниц драматична.

Известно, что в январе 1906 года в доме Вернадского проживал его сын Георгий Вернадский. По доносу его обвинили в подстрекательстве крестьян к антиправительственным возмущениям. 5 января 1906 года в доме Вернадского был произведен трехчасовой обыск помощником моршанского уездного исправника И.В. Пульхровым на предмет обнаружения материалов антиправительственного характера. Им изъяты были письма Натальи Егоровны, статьи Георгия Вернадского и первые 12 страниц новеллы из тетради В.И. Вернадского. Оставшиеся страницы тетради, видимо, не представляли интереса для полицмейстера И.В. Пульхрова.

Изъятые документы приобщили к возбуждаемым делам на Георгия Вернадского, Игоря Ильинского и Александра Ивановича Попова (управляющего усадьбой Вернадского). А 20 января 1906 года все трое были арестованы и препровождены в моршанскую тюрьму.

Оставшиеся в тетради страницы новеллы «Все для Вас», видимо, впоследствии погибли в годы Гражданской войны (скорее всего были использованы на «самокрутки» крестьянами – участниками антоновского мятежа 1921 года).

Об этом В.И. Вернадскому рассказал моршанский солдат Родин из гайдаровского отряда, который волею судьбы оказался вместе с арестованным 14–15 июля 1921 года с Владимиром Ивановичем в одной камере в Петроградской тюрьме на Шпалерной.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы моршанский жандарм И.В. Пульхров не изъял первые шесть листов новеллы «Все для Вас» и не приобщил их к делу арестованного Георгия Вернадского, мы никогда не увидели бы эти бесценные страницы и не узнали о существовании единственного литературного произведения Владимира Ивановича. Эта рукопись хранится теперь в Тамбовском архиве 52-м личном фонде В.И. Вернадского и фонде 272 Тамбовского губернского жандармского управления.

Между тем ценность новеллы «Все для Вас» несомненная. Ведь она круто изменила личную судьбу В.И. Вернадского. Наталья Егоровна Старицкая после прочтения новеллы согласилась выйти за него замуж.

Определился и магистральный путь в науке В.И. Вернадского. По сути, молодым ученым была предпринята первая попытка систематизировать свои познания, полученные в результате исследований окружающей природы, и изложить их в популярной литературно-художественной форме. Через 40 лет, углубленные и обогащенные, эти познания уже в форме эмпирических обобщений выльются в знаменитый во всем мире научный труд Владимира Вернадского – «Биосфера»

Тамбов


Читайте также


Бумажный носитель: Термин "технология"

Бумажный носитель: Термин "технология"

Андрей Ваганов

0
11053
Стрела времени. Научный календарь, октябрь-ноябрь, 2024

Стрела времени. Научный календарь, октябрь-ноябрь, 2024

0
4968
Неслучившаяся «экологическая перестройка»

Неслучившаяся «экологическая перестройка»

Виктор Лось

Как общество позднего советского периода отвечало на социоприродные вызовы эпохи

0
16299
Частицы небесной материи Джона Тиндаля

Частицы небесной материи Джона Тиндаля

Борис Булюбаш

Синий цвет и голубое небо в истории культуры и естествознания

0
7323

Другие новости