На фото выступление Александра Сергеева. Кадр из видео сайта ras.ru
Подтвердилась информация «НГ» (см. номер от 19.09.22) о том, что один из трех кандидатов на выборах президента Российской академии наук – действующий на тот момент президент РАН Александр Сергеев готов снять свою кандидатуру с выборов. Вчера, 19 сентября, на Общем собрании РАН, академик Александр Сергеев заявил о снятии своей кандидатуры с этих выборов. Таким образом, до финала академического голосования не дошли два кандидата – Александр Сергеев и Роберт Нигматулин, которые пять лет назад вышли во второй тур голосования.
Выступление Александра Михайловича было лаконичным: «Данная предвыборная кампания проходит в беспрецедентных условиях. Многие члены РАН подвергаются даже внешнему административному давлению. Особенно после публичного заявления своей позиции. Такого не было в новейшей истории РАН. В этих условиях я благодарю поддерживающих меня членов РАН, однако события последних дней заставляют меня снять свою кандидатуру с выборов. Это вынужденное решение. Я не призываю поддерживающих меня коллег голосовать за других кандидатов. Призываю всех принять решение в соответствии с нашими академическими традициями и ценностями».
Это заявление стало повторением ситуации выборов 2017 года, когда академика Владимира Фортова буквально вынудили снять свою кандидатуру. Полное дежавю. Таким образом, академик Александр Сергеев лишь подтвердил известную традицию, сложившуюся в России: персона нового президента РАН зависит не только от солидарного мнения академиков, выраженного на Общем собрании РАН.
Эксперт Telegram-канала «Русский research» справедливо замечает: «За время президентства Сергеева некоторые функции (РАН. – «НГ») удалось вернуть, включая экспертизу и одобрение финансирования исследований по госзаданию, согласование директоров институтов РАН и решений по их ликвидации и реорганизации, а также более расплывчатые функции по международному сотрудничеству. Отмечу, что президент РАН по-прежнему принимает участие в заседаниях правительства РФ.
Однако по субъективным ощущениям среди академиков заметно разочарование, поскольку начальный запал Сергеева по завоеванию полномочий РАН в целом угас и академия осталась преимущественно экспертной организацией. Видимо, борьба увязла в волоките, внимание переключилось на более рутинные дела, в результате возникли закономерные обвинения в конформизме. Среди всей рутины мне кажется наиболее странной повышенная активность по заключению рамочных соглашений с бизнесом (содержание сотрудничества остается непонятным) и более сомнительными структурами типа Синергии».
Итак, в бюллетени по голосованию на выборах президента РАН были включены две кандидатуры: академик Геннадий Красников (1958 г.р.), академик-секретарь отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН; академик Дмитрий Маркович (1962 г.р.), член президиума РАН, директор Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН).
В своем выступлении, уже после «отречения» Сергеева, академик Геннадий Красников выделил главную свою цель и мотив своего участия. «Мы вышли из системы принятия государственных решений», – считает Красников. Известно также, что он предлагает успокоиться и не пытаться изменить статус РАН: с ФГБУ – на государственную академию наук.
Красников заверил, что в случае его избрания он намерен стать президентом «не только для академиков и членов-корреспондентов, но и для всех ученых, сотрудников Академии наук». Однако основной вопрос к Геннадию Красникову – специалисту по полупроводниковой технике и микроэлектронике: почему мы отстали в области производства чипов на 20–30 лет от передовых стран? При нынешнем общегосударственном акценте на микроэлектронику как основу технологического суверенитета это может оказаться решающим фактором.
Основной пафос выступления другого претендента на кресло президента РАН, академика Дмитрия Марковича: «Академия наук должна стать центром формирования научно-технической политики России». Например, он считает, что «РАН обязана влиять на номенклатуру научных специальностей». И это перекликается с позицией Геннадия Красникова. Но вот в чем кардинально расходятся два претендента – статус РАН. Маркович настаивает, что Академии наук необходимо вернуть статус государственной. «Это принципиально важно для дальнейшего существования и развития академии», – подчеркнул Дмитрий Маркович.
Сегодня, 20 сентября, участники Общего собрания РАН приступили к процедуре голосования по двум этим кандидатурам. Кого из двух выберут 2 тыс. академических выборщиков, мы узнаем уже 22 сентября.
Коротко говоря, перед любым следующим президентом РАН будет стоять задача-максимум: превратить академию в источник инноваций. А этого достичь без серьезной структурной и психологической перестройки академического сообщества не удастся. Впрочем, без жестко сформулированного и конкретного госзаказа науке этого тоже не удастся достичь. А грамотно сформулировать такой заказ – это тоже наука. n