Уже на нашей памяти профессия прачки, увековеченная многими художниками, исчезла с появлением стиральных машин. Абрам Архипов. Прачки. Конец 1890-х. ГТГ |
Вплоть до ХХ века в запертом изнутри доме можно было играть в карты или в лото. На балалайке, в шашки, шахматы или даже на рояле. Связь с внешним миром осуществлялась с помощью стука в дверь.
Однако с началом XX века ситуация стала меняться. Информация в «мой дом – моя крепость» стала поступать не только с расстояния слышимости крика или прямого видения глаза. В жилища пришло радио, электрическое освещение, в котором энергия подавалась извне. Так же, как газ в газовые плиты, транспортировавшийся по трубам издалека. Центральное отопление также мало-помалу распространялось по континентам, начиная с Европы и США.
В 1940-е годы в Америке и Европе начало распространяться телевидение. В СССР серийные телевизионные приемники появились в 1949 году – отсюда название телевизора с линзой КВН-49. Находясь в доме, теперь можно было смотреть фильмы и шоу, которые транслировали телестанции. Запертый на замок дом оказался связанным с внешним миром тем, что показывали и транслировали.
Ситуация начала еще более кардинально меняться с появлением интернета. Всемирная паутина позволила видеть и слышать не только то, что показывают теле- и радиостанции, а по своему усмотрению выбирать из миллионов возможностей. Дом (оставаясь крепостью в том смысле, что без права на обыск в него войти по закону не имеет права никто) превратился во Вселенную, связанную со всем человечеством!
В этих условиях дизайн, понимаемый только как подбор мебели, ее расстановки и цвета, а также обои и шторы – уходит в прошлое. Дизайн становится недостаточным, как стали нелепыми считавшиеся необходимым атрибутом каждого магазина конторские счеты. На смену дизайну должен прийти полизайн (или же мультизайн). Теперь при структурировании жилища мебель неотделима от электроники, регулирующей температуру и качество воздуха, от устройств приготовления пищи и многих других технических средств. Мультизайнер (он же и полизайнер) должен одинаково хорошо разбираться не только в мебели, но и в телевизорах, компьютерах, интернете, мобильниках, пылесосах и стиральных машинах.
В то время как основы жизни (генетический код, аминокислоты, из которых состоят белки, процесс фотосинтеза) не меняются миллиарды лет, интернет и электроника изменяются непрерывно. А раз в несколько лет – кардинально. Но потребителю многие из предлагаемых функций, инкорпорированных в новый продукт, не нужны. То, что было куплено несколько лет назад, может оказаться вполне достаточным. И даже лучше «улучшенного», в котором добавлено много ненужных функций.
Советовать и помогать, как сделать правильный выбор всего комплекса свойств, необходимых твоему жилищу, должен человек, имеющий отсутствующую пока профессию, – полизайнер. Которой нигде не учат! А начать учить необходимо. На смену школам и университетам дизайна должны прийти академии полизайна, в которых традиционный дизайн – лишь часть профессионального обучения. В которых поли- и мультизайнеров учат не только рисунку, эстетике и гармонии, но также и электронике, и изучению быстро меняющегося рынка технологичных товаров для быта, а также и интернета.
Несколько примеров того, что требуется в мультизайне любой семье:
– телевидение в доме можно организовать так, чтобы программа при переходе из одной комнаты в другую перемещалась с экрана на экран;
– расстановка видеокамер с функцией слежения за происходящим в доме и во дворе;
– запрограммированные пылесосы уже сейчас могут двигаться по всему дому без управления человеком, очищая полы в каждом уголке дома;
– кухня становится мультидизайновым миром, технологии в котором изменяются каждые несколько лет...
Особо надо сказать о функциях окон в современном жилище. Прежде всего это дистанционное регулирование прозрачности стекол в окнах. Более того: стекла могут превращаться в мозаику, которую (в отличие от византийских мозаик) можно менять. И даже – в телеэкран! В результате функция окон – впервые с момента изобретения прозрачных стекол – кардинально изменится. Ночью, а также (при желании хозяев дома) в любое время окно полностью или частично может становиться дисплеем, тогда как остальная часть его остается прозрачной, мозаичной или затемненной таким образом, чтобы одновременно регулировать освещенность помещения и оптимально видеть показываемое на экране окна.
Список технологических функций для дома стремительно расширяется. В соответствии с этим мультизайнеры должны постоянно повышать свою квалификацию, следя за появлением на рынке новых технологичных продуктов. Это – профессия!
Каждая новая функция в доме-вселенной меняет привычный уклад жизни. Не обязательно во всем – к лучшему. Например, постоянное взаимодействие с компьютером и мобильным телефоном уменьшило не виртуальное, а реальное человеческое общение в разы. Вместо того чтобы двигаться и играть, скажем, в футбол или прогуливаться не виртуально, а передвигая конечностями, молодежь сидит или лежит неподвижно. Виртуальный мир настолько проник в каждодневную жизнь, что молодые люди обоего пола жалуются, что не могут остаться наедине с любимым, так как в любую секунду им может кто-нибудь позвонить или написать. Приходится отвечать (прервав объятия) незнамо что.
Поэтому мультизайн явится не только технологической, но и социальной профессией, меняющей не только функционирование жилища, но и образ жизни, и саму жизнь миллионов людей.
Технологические новшества в доме в корне меняли жизнь и ранее. Так, профессия прачки, увековеченная многими художниками, исчезла, освободив женщину от этой тяжелой функции, с появлением стиральных машин. Вот так и технические усовершенствования будущего могут кардинально изменять жизнь каждого дома по-своему. И помогать в обустройстве жизни каждой семьи будут полизайнеры и мультизайнеры.
Полизайн и мультизайн в будущем могут не быть тождественными. Например, под полизайном можно понимать единое функционирование жилища с мебелью и техническими устройствами, а под мультизайном – возможность кардинально изменять дом, полизайн которого создан.
Кстати, слово «мультизайн» (в противоположность дизайну) приобретает глубокий смысл с учетом того, что глагол sein (в произношении – «зайн») по-немецки означает «быть», «находиться», «являться». А смысл существительного sein – бытие. То самое бытие, которое, как уверял Карл Маркс, определяет сознание. Поэтому мультизайн (а также и полизайн) – множественное бытие. Нахождение во множестве состояний. Термин интригующий и вдохновляющий. Но правильно отражающий сущность профессии, которую необходимо создать.