Термин «технологический прогресс» создает иллюзию того, что развитие технологий неуклонно улучшает жизнь людей. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Прогресс порождает эволюции и революции. Технологические новшества могут быть революционными, но не всякая революция – прогресс: многие из происходивших в истории революций были не созидательны, а разрушительны.
Термин «технологический прогресс» создает неверные, иллюзорные представления у людей. Каждое технологическое открытие одновременно и закрытие. Открытие новых возможностей закрывает существовавшие ранее возможности – de jure и/или de facto.
Иллюстрация из физики. При смешивании двух газов существует теоретическая возможность, что они вновь разойдутся по сосудам, в которых находились до смешивания. Но вероятность такого процесса чрезвычайно мала. И на практике этого не происходит.
А вот иллюстрация из «царства десятой музы». Технология звукового кино дала мировому кинематографу потрясающие возможности, но при этом убила великую кинематографическую пантомиму. Чарли Чаплины и Бастер Китоны эпохи Великого немого, будучи «убиты» звуком, записанным на той же пленке, что и изображения, перестали рождаться.
Некоторые технологии производят революционные изменения. Например, изобретение землепашества и изобретение паровоза. В первом случае кочевничество, основой которого была охота, сменила оседлая жизнь, которую требовало земледелие. Во втором случае романтика «Станционного смотрителя» Пушкина и перемещения на лошадях а-ля «Три мушкетера» исчезла вместе с железной дорогой.
Термин технологический прогресс создает иллюзию того, что развитие технологий неуклонно улучшает жизнь людей. Что абсолютно неверно. Технологии изменяют жизнь – это бесспорно. Но необязательно к лучшему.
Создание артиллерии изменило природу военных действий. Герои «Илиады» во время не только Второй мировой, но даже в Семилетнюю войну уже были бы невозможны. Пуля-дура и снаряд-болван скосят при прямом попадании и Ахилла, и Гектора. Живи Гомер во время Второй мировой войны, «Илиада» и «Одиссея» не были бы созданы никогда.
Появление контрацептивов изменило сексуальную жизнь и создало для женщины равноправие в половой сфере, невозможное никогда ранее, навсегда уничтожив традиционную семью и ее ценности, на которых базировалось все общественное развитие.
Появление компьютеров, открывшее возможности для общения, невозможные раньше, обездвижило миллиарды людей. Вместо того чтобы бегать, играя в футбол, играют в компьютерную игру FIFA, шевеля двумя пальцами на компьютерной мышке.
Влюбленные XXI века, даже прижавшись друг к другу, как во времена Пушкина и Клеопатры, отныне могут при этом писать SMS кому угодно и что угодно, находящемуся где угодно. Ромео ныне не может быть наедине с Джульетой, а Онегин – с Татьяной. Имея в руках мобильники, они не наедине. А это не только другая литература, но и изменение жизни каждого человека. Точно не к лучшему.
Вместо навязанного термина технологический прогресс, вводящего в заблуждение, правильно было бы говорить технологическое развитие. Оно, кстати, может быть сопряжено с прогрессом, регрессом или и с тем и с другим.
Прогресс определяется эволюциями и революциями. Революции в жизни обществ и отдельного человека происходят в результате: установления новых порядков (законов, указов); появления революционных технологий, кардинально меняющих жизнь; распространения новых болезней или победы над существующими; военного поражения.
Социальную жизнь можно представить совокупностью островов. Не островов суши посреди водной глади, а островов в пространстве и времени человеческого общения. Они, эти острова, появляются, изменяются и исчезают.
Новые технологии могут немного изменить жизнь (примеры – появление транзисторного приемника вместо детекторного и пишущей машинки, с помощью которой рождают текст не движением пера по бумаге, а ударами пальцев по клавишам). А могут и оказаться социальным цунами, уничтожившим существующий уклад и создав новый. Как, например, земледелие, сменившее в человечестве кочевничество на оседлую жизнь, или запрет театров после победы христианства, изменивший жизнь в Европе на целую тысячу лет. Во время этого тысячелетия население развлекали только жонглеры и скоморохи. А разрешение театров в Ренессансе изменило жизнь, не сделав тождественной той, что была уничтожена начиная с V века.
Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет – безусловно, колоссальный скачок в технологиях. Но эти технологии могут учинить апокалипсис не только всему человечеству, но также всему живому, всей биосфере. А то и геосфере. Свершить такое руками людей до этого этапа «технологического прогресса» было даже теоретически невозможно. Можно ли назвать апокалипсис (если оный наступит) результатом технологического прогресса, который всегда прекрасен, – вопрос к философам.
Изучение прошлого человечества должно стать изучением этих пространственно-временных островов. Их возникновения, эволюции и исчезновения. С возможным появлением на их месте других – или же никаких.
Что же касается доминирования технологий в цивилизации, то следует понимать, что не всякая новая технология есть прогресс. Технологические новшества и открытия могут быть и регрессом, и катастрофой. Человечеству в отношении новшеств нужен разумный консерватизм.
В XXI веке человечество достигло уровня, при котором создается много технологических новшеств, которые не могут сосуществовать одновременно. То, какие именно доминируют вопреки пропаганде, определяет не только конкуренция и свободный рынок, но также политика технологических гигантов, скупающих конкурирующие патенты и кладущие их под сукно. Необязательно всюду новые технологии должны применяться одинаковым образом. Это касается и городов, и стран, и квартир.
Выражение «мой дом – моя крепость» следует заменить на «мой дом – моя Вселенная». При этом вселенные даже в соседних комнатах могут быть разными. Если вплоть до ХХ века во время эпидемий чумы могли заполнять досуг лишь разговорами, чтением и игрой в шахматы/карты, то ныне закрытый дом связан со всем миром – притом многими способами по усмотрению хозяев.
Глобализм, как и технологическое развитие, должен перестать быть священной коровой, а сочетаться с локализмом – глобализмом, то есть гармония на всех уровнях.
Но главное и основное, что следует изменить, – восприятие технологического развития как прогресса, и только прогресса. Устоявшееся значение термина «технологический прогресс» – провокационно, неверно и социально опасно. К технологической эволюции следует относиться пытливо и благосклонно, при этом – вдумчиво и настороженно.
Нью-Йорк.
комментарии(0)