Газета Наука Печатная версия

24.12.2021 08:00:00

1. Вездеход NASA впервые получил кислород из атмосферы Марса

Началось практическое преобразование Красной планеты в резервное местообитание для человечества

Тэги: открытия, наса, марсоход, кислород, марс

открытия, наса, марсоход, кислород, марс Марсоход с помощью прибора MOXIE произвел 5,4 грамма кислорода, этого хватит на 10 минут дыхания. Фото Reuters

20 апреля уходящего года, на 60-й день пребывания на поверхности Красной планеты, марсоход Perseverance («Упорство») впервые смог получить кислород из атмосферы планеты. Об этом сообщило Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA).

«Растущий список открытий Perseverance, новейшего шестиколесного робота NASA на марсианской поверхности, включает преобразование части тонкой, богатой диоксидом углерода атмосферы в кислород», – говорится в сообщении NASA. Марсоход смог преобразовать углекислый газ из атмосферы Красной планеты в кислород с помощью прибора MOXIE. Экспериментальный аппарат произвел 5,4 г кислорода, этого хватит на 10 минут дыхания.

Атмосфера Марса на 96% состоит из углекислого газа. Отсюда понятен энтузиазм исследователей и сотрудников американского космического агентства. По их мнению, это технологическое достижение поможет в будущем обеспечить астронавтов воздухом, пригодным для дыхания. Кроме того, преобразование местной атмосферы в кислород должно позволить в будущем производить топливо на Марсе. Интересно, что накануне, 19 апреля, закрепленный на марсоходе мини-вертолет Ingenuity («Изобретательность») совершил полет в атмосфере Марса. Таким образом, он стал первым летательным аппаратом с собственным двигателем, предназначенным для многократных полетов в атмосфере другого небесного тела. Все это приближает высадку туда человека, отмечают в NASA.

А если пофантазировать (совсем чуть-чуть), то речь может идти о том, что человек с помощью созданных им технологий может приступить к терраформированию Марса. То есть преобразованию атмосферы и поверхности Красной планеты с тем, чтобы сделать ее более или менее пригодной для существования человека. Некоторые футурологи уже называют Марс резервной планетой для человечества.

Марсоход Perseverance запустили на Марс в июле 2020 года на ракете-носителе Atlas V. Цель миссии – поиск следов жизни в кратере Езеро, сбор образцов горных пород и отложений, а также изучение климата планеты. 22 февраля 2021 года ракета совершила посадку на поверхность Марса. Сотрудник команды марсохода Аллен Чен отметил, что автоматизированная система поиска места посадки Sky Crane определила удачное и относительно ровное место.

По словам главного научного специалиста проекта Кена Фарли, Perseverance должен осуществить сбор образцов грунта, в частности, в местах, где когда-то было озеро. По мнению Фарли, следы существования жизни на Марсе могут быть обнаружены в виде строматолитов – ископаемых простейших организмов. Perseverance должен поместить образцы породы и грунта примерно в 40 специальных контейнеров.

Планируется, что большую их часть в 2026 году заберет другой марсоход. Ожидается, что контейнеры будут погружены на специальный пусковой аппарат, который выведет их на орбиту Марса. Далее образцы подберет другой аппарат, который должен доставить их на Землю. В NASA рассчитывают, что это произойдет в 2030-х годах.