Объект исследования экологии – не загрязнения, а живые организмы и надорганизменные системы. Иллюстрация Pixabay
В последние годы стало обычным некорректное использование понятия «экология». Мы часто слышим такие словосочетания, как «плохая экология», «влияние на экологию», «сохранить экологию», в контексте состояния окружающей среды. Телевизионная реклама лекарственного препарата предупреждает, что на печень влияет «плохая экология». Заметки в газетах или на городских экранах призывают «сохранить экологию», хотя, по сути, речь идет о сохранении окружающей среды. Более того, подобные ошибки встречаются даже в официальных новостях.
Экология – наука. Но нередко экологию воспринимают как что-то связанное с фабриками и заводами, из которых валит густой дым, закрывающий солнце, или льются ярко окрашенные ядовитые реки, убивающие все живое… Это не экология. Обычно понятие «экология» путают с понятием «экологическая ситуация» или «экологическая обстановка». Возникновение ложных представлений в основном обусловлено тем, что последние лет 30 науку экологию относят к сфере деятельности. Так, в компетенции экологии во многих случаях включают действия, относящиеся к коммунальному хозяйству, например раздельный сбор отходов. К сожалению, это заблуждение глубоко проникло в сознание общества. Тревожно, если подобные заблуждения проникают в сознание тех, кто ответствен за принятие решений на государственном уровне.
Некорректное использование научных терминов создает в головах граждан ложные представления о науке. Люди начинают привыкать и усваивать околонаучные словосочетания, сфера применения которых стремительно расширяется. Особенно опасно, что некорректная информация воспринимается молодыми людьми привычно, у них возникает неправильный образ экологии. Для большинства людей экология – это что-то грязное.
Наука может быть «плохой», но не в контексте состояния окружающей среды. Для характеристики последней уместны словосочетания «благоприятная/неблагоприятная экологическая ситуация», «влияние на экологическую ситуацию/окружающую среду». Было бы логично для соответствующих задач, связанных с состоянием окружающей среды, выделить отдельное направление, например «поллютологию» как науку о загрязнениях – поллютантах.
Объект исследования экологии – не загрязнения, а живые организмы и надорганизменные системы: популяции и биоценозы – группы организмов одного вида и сообщества организмов, включающие множества видов растений, животных и микроорганизмов. К компетенциям экологии относятся прежде всего структура и функционирование надорганизменных систем, механизмы их устойчивости, адаптации организмов к условиям окружающей среды, позволяющие каждому использовать экологическую нишу.
Каждый вид организмов выполняет определенные функциональные роли в сообществе. Вместе популяции разных видов образуют биоценоз (или экосистему, если учитывать свойства пространства, занимаемого этим многовидовым сообществом). Надорганизменные системы относительно устойчивы, что представляет особый интерес для исследований в меняющемся мире.
Экология имеет биологические корни и в качестве самостоятельной науки начала свой путь в 1866 году, когда немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель дал ей определение, дошедшее до наших дней почти без изменений. Экология – это наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей их средой. Вот отрывок из его книги «Общая морфология организмов» (Haeckel E. Generelle Morphologie der Organismen, 1866): «Под экологией следует понимать комплексную науку о взаимоотношении организмов с окружающей их внешней средой, под которой мы подразумеваем все условия существования организма. Они имеют частично органическую, частично неорганическую природу; как те, так и другие имеют важнейшее значение при формообразовании организма, так как он должен к ним приспосабливаться. К неорганическим условиям существования, к каждому из которых организм вынужден адаптироваться, относятся прежде всего физические и химические свойства его местообитания, климат (свет, тепло, соотношение влажности и электрических свойств атмосферы), неорганические источники питания, условия водной среды, почв и т.д. К органическим условиям существования следует относить совокупность взаимоотношений организма с другими организмами, с которыми он вступает в контакт и которые могут быть для него как полезными, так и вредными» (Цит. по: Никольский А.А., Степанов Д.А. Эрнст Геккель – основоположник науки экологии // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2011. № 1. С. 5–11).
Как любая наука, экология развивается, нарабатывая понятийный аппарат, появляются новые, более узкие или смежные направления, например экология человека, промышленная экология, геоэкология. И это нормально. Потребности общества задают вектор развития научной мысли. Важно, чтобы не искажалось представление об экологии как самостоятельной биологической науке.
Экология сейчас включена в раздел наук о Земле. И будущие студенты, поступая в вузы на экологические специальности, вместо биологии, что было естественно, сдают географию и почти не имеют представления о биологических системах.
Популярные сегодня идеи устойчивого развития и национальный проект «Экология» повышают интерес к этой области знаний. На запрос «экология» поисковая система Google выдает около 135 млн результатов (для сравнения: «биология», от которой отделилась экология, только 82,8 млн). Обратная сторона этой популярности заключается в том, что к названиям компаний и товаров часто добавляют приставку «эко», что увеличивает их привлекательность на рынке, даже если их суть и качество не всегда соответствует заявленному уровню. «Экоморковь» будет стоить дороже обычной «моркови». «Экомех» звучит для покупателя привлекательнее, чем «искусственный мех», который больше напоминает о синтетической природе материала. Туризм с эпитетом «экологический» будет пользоваться бόльшим спросом, даже если речь идет о простом выезде на природу. И не факт, что при этом действительно будут выполняться все условия, необходимые для настоящего экологического туризма.
Более того, появляются такие странные словосочетания, как «экология духа» или «экология культуры», хотя, по сути, в них нет ничего, что связывало бы с наукой экологией. Такая подмена понятий, видимо, спровоцирована желанием привлечь внимание и быть «в тренде». Это новое, близкое к помешательству веяние в современном обществе. Искажается не только сама наука экология, но и некоторые термины, которые она использует.
В экологии экосистема рассматривается как совокупность живых организмов и окружающей среды, связанных потоками вещества и энергии. Но в современном мире этому понятию находят другое применение: «банковские экосистемы», «цифровые экосистемы». Можно подумать, что без приставки «эко» потерялся бы смысл: «цифровая система» звучит не менее выразительно.
Возможно, экологию ожидает участь других научных направлений, которые в обществе приобрели новые толкования. К таковым можно отнести химию, которая из науки о веществах, их строении, свойствах и превращениях сама превратилась в синоним опасных соединений. «Сплошная химия» – так отзываются граждане о составе некоторых продуктов. Полагаю, химики не в восторге от такого упоминания своей науки.
С одной стороны, широкое использование специальных научных терминов в повседневной жизни свидетельствует о приобщении людей к определенной области знаний. С другой стороны, вольное обращение с языком науки искажает науку, создает ложное представление о ее сути и тормозит ее развитие. Трансформация науки в элемент маркетинга не безобидна, как может показаться на первый взгляд.
Для решения многих проблем на уровне государства необходима заинтересованность граждан. И при этом очень важно, чтобы люди правильно понимали суть явлений и понятий, которые обсуждаются.
комментарии(0)