0
9679
Газета Наука и технологии Печатная версия

12.10.2021 17:51:00

Нынешний период в мировой экономике – это война за таланты

Подготовка кадров высшей квалификации становится фактором нацбезопасности

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Краснова - доктор философских наук, профессор РАНХиГС

Тэги: ученые, общество, технологии, утечка мозгов, экономика


ученые, общество, технологии, утечка мозгов, экономика С 2016 по 2019 год число граждан, поступающих на образовательные программы PhD в Китае, выросло на 40%: с 59 670 до 83 134 человек. Фото Reuters

Поддержание постоянного притока молодежи на научно-технические образовательные направления подготовки в вузы, а затем в исследовательскую карьеру – одна из актуальных задач, стоящих перед правительствами ведущих стран мира. Но, несмотря на общее увеличение числа выпускников вузов в странах ОЭСР, численность и доля выпускников по научно-техническим специальностям в последние годы сократились, особенно на уровне третьего цикла высшего образования. Таков основной вывод в ежегодном отчете ОЭСР Education at glance.

Противоположные тенденции в Китае. В Поднебесной в последние два десятилетия правительство прилагает целенаправленные усилия по количественному и качественному улучшению показателей в области подготовки кадров высшей квалификации в области естественных, математических и технических наук. Этот комплекс наук сейчас принято называть STEM-образование (Science, Technology, Engineering, and Mathematics). С 2016 по 2019 год число граждан, поступающих на образовательные программы PhD в Китае, выросло на 40%: с 59 670 до 83 134 человек. С 2003 по 2007 год правительство Китая создало более 1300 новых программ PhD в десятках образовательных организаций; за этот же период число выпускников с PhD в Китае более чем удвоилось.

Эти успехи Китая стали предметом доклада Центра безопасности и новых технологий Джорджтаунского университета (США), опубликованного в августе этого года. В докладе обращается внимание, что в настоящее время китайские университеты ежегодно выпускают примерно трех докторов PhD в области STEM на каждые два доктора PhD американских университетов. Прогноз такой: к 2025 году КНР произведет примерно вдвое больше выпускников PhD в области STEM (77 тыс. человек), чем США (40 тыс. человек). Причем, если убрать из расчетов иностранных обучающихся американских вузов на программах этого уровня, то Китай обгонит США в три раза. Дело в том, что примерно 40% от общего числа обучающихся на программах PhD американских вузов – иностранцы.

Один из авторов доклада Джек Корриган в своем интервью University World News заявил, что, учитывая масштабы инвестиций Китая в высшее образование и технологическую конкуренцию между США и КНР, разрыв в подготовке кадров высшей квалификации в области STEM может подорвать долгосрочную экономическую и национальную безопасность США. Она все больше зависит от способности разрабатывать и использовать передовые технологии в таких областях, как искусственный интеллект, синтетическая биология, квантовые вычисления. А для того чтобы разрабатывать и внедрять эти технологии, странам необходимо воспроизводить и сохранять прежде всего высококвалифицированные кадры в области STEM. Нынешний период в мировой экономике Джек Корриган определил как возникновение войны за таланты, в центре которой находятся Китай и США.

Доклад Центра безопасности и новых технологий Джорджтаунского университета вызвал большую дискуссию в американских академических и политических кругах в отношении нового аспекта в противостоянии США и Китая: подготовке высококвалифицированных кадров в области STEM. Интересно, что в докладе нет ни слова о российской угрозе в этом вопросе.

В России вопросы воспроизводства и сохранения научных кадров в контексте интеллектуальной миграции, реформирования отечественной аспирантуры, индивидуальных показателей результативности научной деятельности (наукометрические показатели), поддержки молодых ученых находятся в центре внимания российской государственной политики в последние 20 лет. Вместе с тем, как отмечается в отчете Счетной палаты по реализации мер государственной поддержки молодых российских ученых в период с 2016 по 2018 год, научная карьера остается малопривлекательной для большинства студентов и выпускников вузов, а «система мер, направленных на государственную поддержку молодых ученых, до настоящего времени в регионах не создана, поддержка носит несистемный или эпизодический характер».

По данным исследования Института статистики и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» (2018), «карьеру в науке планируют лишь десятая часть студентов, а профессию ученого считают удачным карьерным выбором для своего ребенка лишь около трети граждан (32%). В то же время, как отмечается Счетной палатой, «существует «провал» численности в группе ученых 40–55 лет с одновременным уменьшением мер государственной поддержки указанной категории исследователей, где грантовое финансирование фактически становится основной мерой поддержки».

Общее число аспирантов, а также лиц, поступающих на обучение в аспирантуру и успешно оканчивающих подготовку в аспирантуре в России, неуклонно снижается последние 20 лет. Так, в 2000 году поступили в аспирантуру 43 100, а в 2019 году – 12 936 человек. Завершили обучение с защитой диссертации – 7503 и 1629 человек соответственно. Общая численность аспирантов составила в 2019 году 84 265 человек.

По мнению экспертов, на снижение численности российских аспирантов существенно влияет снижение мотивации к такой подготовке. В частности, по данным исследования мотивации к поступлению и обучению в аспирантуре, респондентами были отмечены следующие факторы по мере убывания значимости: повышение уровня собственной квалификации (85,4%); возможность участия в решении актуальных научных проблем (69,5%); трудовая деятельность в крупном городе (64,3%); последующие защита диссертации и получение звания кандидата наук (63,9%); реализация собственного творческого потенциала в научной сфере (58,5%); расширение связей с учеными и другими высокопрофессиональными коллегами (58%); работа со студентами в вузе, педагогическая карьера в вузе (39,3%); стремление к трудовой деятельности с высокопрофессиональными и влиятельными коллегами (20,2%); возможность зарубежных научных командировок и общения с иностранными партнерами (16,1%); престижность последующей работы (13,4%); желание не отставать от других (0,6%). В исследовании приняли участие более 550 аспирантов (44,7% мужчин и 55,3% женщин) из 13 вузов, учредителем которых является Минобрнауки РФ. Кроме столичных вузов в исследовании приняли участие аспиранты из вузов Санкт-Петербурга, Пензы, Иркутска, Чебоксар, Саратова и Воронежа (см. Резник С.В. Аспирантура: как повысить ее эффективность // Университетское управление. Практика и анализ. Екатеринбург. 2015. № 4 (98). С. 106–116).

В 2018 году прекратили обучение в аспирантуре ранее окончания срока обучения более 13 тыс. человек. Самая распространенная причина отчисления из аспирантуры – неуспеваемость. К другим причинам, в том числе субъективным, относятся незначительная мотивация к поступлению, обучению и исследованиям. Объективные причины – социальные, личные, экономические факторы: невозможность совмещать исследования и работу, чтобы обеспечить необходимый уровень жизни (прожиточный минимум); отсутствие перспектив к получению достойной заработной платы после завершения обучения, сложности трудоустройства по специальности как в академической, так и в неакадемической сфере.

В целом удельный вес защитивших кандидатскую диссертацию в период подготовки в общем выпуске аспирантов остается крайне низким, в 2018 году он составил 12,4%. При этом в 2000–2013 годах этот показатель изменялся от 24,0 до 33,5%. В научно-исследовательских организациях доля таких выпускников снизилась за 2000–2018 годы с 22,9 до 10,3%, в вузах – с 31,5 до 12,7%.

В 2019 году подготовку аспирантов осуществляли 1187 организаций, из них 599 научно-исследовательских; 567 вузов и 21 организация дополнительного профессионального образования. Практически 90% аспирантов обучаются в образовательных организациях высшего образования – 72 476. Наиболее многочисленная возрастная группа аспирантов – до 26 лет (включительно) (в 2017 году – 52,9%). В 2019-м женщины в общей численности аспирантов составили 37 375 человек, мужчины – 46 890. Удельный вес женщин последние десятилетия оставался практически неизменным. Большинство аспирантов обучаются очно, по трем направлениям подготовки: экономика и управление (7975 человек), информатика и вычислительная техника (6913), а также клиническая медицина (6209).

Прием в российскую аспирантуру по специальностям, относящимся к STEM, составил в 2019 году 13 665 человек. Если предположить, что все поступившие закончат в срок и защитят кандидатские диссертации к 2025 году, то отставание России от Китая по численности выпускников будет более чем в пять раз (77 тыс. человек) и от США (40 тыс.) – почти в три раза.

Безусловно, количество и качество воспроизводимых кадров высшей квалификации в Китае, США и России в областях STEM – это лишь один из показателей будущей конкурентоспособности страны, и существует значительное число факторов, влияющих на национальную безопасность государства. Но трудно не согласиться с тем, что стране действительно нужно определенное количество высококвалифицированных кадров в области естественно-научных, инженерных, технических, компьютерных и математических наук для работы с сфере искусственного интеллекта, кибербезопасности, квантовой информатики, передовых технологий и производства. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Олег Никифоров

2025-й объявлен в мире годом устойчивого развития

0
1039
Регуляторные контракты ускорят газификацию

Регуляторные контракты ускорят газификацию

Борис Николаев

В каждом регионе создается единый центр ответственности за энергоснабжение

0
979
Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
3630
Торможение экономики при обострении внешних  конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Торможение экономики при обострении внешних конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Михаил Сергеев

Инфляция вызвана во многом административным повышением тарифов

0
5205

Другие новости