Обложка самого первого номера журнала «Изобретатель» (1929) красноречиво подтверждает, что проблемы с патентованием почти вечны. |
Были времена, когда Комитет по делам изобретений и открытий СССР рассматривал не только заявки на выдачу авторских свидетельств на изобретения, но и заявки на вновь сделанные научные открытия. Одна из этих заявок касалась именно эффекта Ребиндера, и решение Комитета по ней оказалось положительным. Набравшись храбрости, я подал в комитет заявку на признание поверхностных сил отталкивания открытием!
Прошло немного времени, и мне позвонил сотрудник Комитета по делам изобретений и открытий Эдуард Владимирович Бородзич и предложил встретиться. Эксперт Бородзич оказался очень приятным человеком, а главное, как почти сразу выяснилось, человеком благожелательным и очень порядочным. Для начала он сразу же ввел меня в курс дела, связанного с практикой рассмотрения заявок на признание того или иного научного факта открытием. Вот что я от него услышал.
Во-первых, если среди отзывов на предполагаемое открытие хотя бы один будет отрицательным, его весомость перечеркнет все остальные положительные отзывы. Более того, будь все отзывы положительными, может последовать отказ в признании данного результата открытием по причине его недостаточной весомости. Ну а весомость эту определяют о-очень весомые товарищи.
Потому во-вторых: попробуйте организовать несколько положительных отзывов на ваше предполагаемое открытие.
Естественно, я делаю несколько попыток осуществить рекомендации Эдуарда Владимировича, а заодно пробить в печать, академическую и не академическую, полученные мной результаты, касающиеся поверхностных макросил отталкивания.
По части получения отзывов – полное фиаско. Зато желающих «поучаствовать» в этом открытии хоть отбавляй. В частности, мне предлагается следующее. Поскольку в наше время открытия делаются преимущественно коллективами, то необходимо прежде всего организовать такой коллектив. Естественно, сдаться на милость плагиата «в законе» я решительно не согласен.
Остается возложить надежды на публикации полученных мной материалов в научных и научно-популярных изданиях – ведь раз опубликовали, то, стало быть, научный факт весьма вероятно «имеет место быть»! Впрочем, в издания эти тоже еще прорваться надо, причем особенно не афишируя свои претензии на открытие нового вида сил. В первую очередь это касается изданий научных. Начинаю с малого – со статей, депонированных в ВИНИТИ.
Депонированная научная статья – это статья, рукопись которой находится на депоненте (хранении) в ВИНИТИ, то есть во Всесоюзном (сегодня Всероссийском) институте научной и технической информации Российской академии наук. Краткое же содержание статьи (обычно одна-две страницы машинописного текста) публикуется в научном журнале, принявшем научную работу к депонированию. Если статья заинтересовала кого-то, то за деньги можно получить ее полный рукописный текст. Словом, и волки не лютуют, и овцы не в претензии.
Таких публикаций за года три-четыре у меня набирается несколько штук. Помимо них в сентябре 1972 года я делаю два доклада на Первой всероссийской научной конференции по термодинамике необратимых процессов (г. Черновцы). Один из этих докладов посвящен именно поверхностным макросилам отталкивания. Профессор Давид Белащенко встречает мой доклад в штыки, профессор Федор Куни заявляет об открытии этих сил… академиком Ландау, а молодой физик Терентьев пеняет мне в кулуарах на мои научные претензии… В общем, был бы я академик, мне бы в рот с восторгом глядели.
Идет время, становится ясным: в частном порядке никаких отзывов на свое предполагаемое открытие я не получу. Надо действовать без них. Даю делу ход. Результаты, как и предсказывал Эдуард Бородзич, негативные. Один из них приходит из Института воды (сейчас Институт коллоидной химии и химии воды, Киев), другой – из Московского института стали и сплавов. Оба отзыва несостоятельные, но спорить далее совершенно бессмысленно, тем более что Комитет по делам изобретений и открытий вдруг прекращает практику рассмотрения заявок на открытия.
Вот только научное открытие не перестает быть открытием, если даже оно и не подтверждено соответствующим государственным дипломом, а потому стоит побороться за свой личный приоритет в деле открытия научного новшества. Впрочем, не только за личный, но также и за приоритет государства, где было заявлено о сделанном открытии.
С 1974 года и вплоть до 2016-го я публикую в самых разных изданиях Советского Союза и США (на английском) ряд научных и научно-популярных статей о поверхностных силах отталкивания. Ниже привожу далеко не полный их перечень.
1974 год. В «Журнале физической химии» № 7, издаваемом Академией наук СССР, публикуется моя большая статья, касающаяся, в частности, поверхностных сил отталкивания. Естественно, я не пишу в ней, что именно я открыл эти силы. Я так пишу про них, что можно подумать, что они открыты давным-давно и, разумеется, не мною. Номер удается.
1985 год. В № 10 научно-популярного журнала «Изобретатель и рационализатор» выходит моя статья «Можно ли упасть вверх?». Касается она поверхностных сил отталкивания. На этот раз я заявляю «во весь голос», что силы эти открыты именно мной.
Академический люд безмолвствовал. Впрочем, безмолвствует он и после выхода в свет моей статьи, опубликованной в «Докладах Академии наук СССР» (т. 311, № 4, с. 888). Статья представлена химиком, академиком Иваном Владимировичем Тананаевым. Она, в частности, касается роли поверхностных сил отталкивания в возникновении сверхтекучести жидкого гелия. Понятное дело, публикуется работа не в физическом разделе, а в химическом.
Вскоре приходит конец Советскому Союзу. У меня появляется возможность самостоятельно посылать рукописи моих научных статей за рубеж. И вот первый большой успех. Одна из моих работ, тесно связанная с поверхностными макросилами отталкивания, принимается к публикации в солидном американском издании Journal of Colloid and Interface Science (v. 214, 1999, P. 207–214). К настоящему времени на эту статью имеется десяток ссылок.
Одновременно в Москве, в «Энергоатомиздате», выходит моя книга, посвященная моей же теории поверхностных явлений. В основе этой теории лежат идеи гениального Максвелла, опубликованные им еще в… 1885 году. Один экземпляр книги я направляю Артуру Хаббарду, одному из редакторов вышеупомянутого журнала и одновременно главному редактору готовящейся к печати в США Encyclopedia of Interface and Colloid Science («Энциклопедия знаний в области межфазовой и коллоидов»). Немедленно из Америки мне приходит заказ на написание статьи для этой энциклопедии. Такая статья была подготовлена. К настоящему времени вышло уже три издания энциклопедии. Во всех трех присутствует моя статья. Словом, открытие «имеет место быть». Пускай не формальное, но моральное удовлетворение я все же получил.
комментарии(0)