0
5524
Газета Наука Интернет-версия

31.08.2021 14:35:00

Что такое цифровой след и как им управлять

Тэги: сеть, интернет, информация, сми, цифровой след


«В XXI веке, чтобы оставить след в истории, не нужно покорять города и делать научные открытия. Достаточно воспользоваться браузером – и вы уже оставили след в истории. Как минимум – в цифровой», – считает исполнительный директор российского новостного агрегатора Lentainform Анна Доскач. Она рассказала о том, что такое цифровой след и назвала ключевые правила гигиены в Сети. 

«Цифровой след», «цифровой отпечаток», «digital footprint», «кибер-тень» – подобные термины все чаще фигурируют не только в медиа-пространстве, но и звучат во время корпоративных совещаний. Что подразумевается под этими терминами?   

«Прежде всего, речь идет об информации о человеке и его действиях в Сети. Обычно подобные термины применяются к конкретному пользователю, но в последнее время цифровые следы оставляют небольшие компании, крупные корпорации и даже государства», – говорит Анна Доскач.

Сегодня специалисты разделяют два типа цифровых следов: активные и пассивные. К первому типу можно отнести все действия, которые производит человек при подключении к интернету. Это и записи в блогах, и комментарии на сайтах, и отзывы о гостиницах или ресторанах, и общение в чатах. Все это – частные примеры того, как человек оставляет след в активной форме. 

Более того, на основе собранных данных психологи и сотрудники кадровых агентств способны составить более точный портрет человека, нежели во время очного собеседования с пациентом или потенциальным коллегой по работе. 

Второй тип цифровых следов – пассивный – можно назвать теневым, поскольку его производство неподконтрольно человеку. Все данные, которые мы оставляем в браузерах и приложениях, с одной стороны – обезличены; а с другой – этот набор технических данных исчерпывающе описывает деятельность человека в Сети. 

И здесь возникают первые проблемы, ведь операторы данных не всегда корректно распоряжаются информацией о пользователях. Кроме того – человек зачастую не догадывается, кто и какую информацию о нем собрал и как контролировать хранение или распространение этой информации. 

«Цифровой след – как медаль, у него есть две стороны» 

Основным инструментом отслеживания являются файлы cookies – они хранят всю информацию о ваших действиях в Сети и помогают тем, кто хочет продать пользователю товар или услугу. Например, вы собрались покупать велосипед, но перед этим прочитали несколько статей на эту тему. И буквально через 5 минут в ваших лентах появляется реклама, посвященная велосипедам. 

Поэтому главные бенефициары подобных систем – рекламодатели, которые персонифицируют предложения и активно продвигают свои товары. Формально это соответствует интересам пользователя, для которого создается комфортная среда покупок. 

«Но у этой медали есть и обратная сторона. Недостатком cookies является то, что вокруг человека формируется «информационный пузырь». Google или «Яндекс» порой выдают в поиске не совсем то, что ищет пользователь, исходя из его ранней поисковой истории. И шансов вырваться из этого пузыря у человека крайне мало», – поясняет Доскач. 

Государственные органы во всех странах также заинтересованы в персональных данных. Это выгодно и для правоохранителей, которые могут предотвратить теракт, накрыть спящую террористическую ячейку или же выявить мошенников, которые крадут деньги с банковских карт стариков. Пожалуй, это самые позитивные примеры использования цифровых следов в Сети. 

«Однако бывают случаи, когда цифровой след используется против пользователя. Самый актуальный пример – Афганистан. В стране сменилась власть. С приходом талибов люди пытаются зачистить информацию о себе. В первую очередь, это касается женщин, которые вели светский образ жизни и рискуют попасть под репрессии. К сожалению, стереть цифровой след на 100% практически невозможно», – констатирует исполнительный директор российского агрегатора Lentainform. 

Еще одна проблема заключается в регулировании работы с цифровым следом. Большинство стран сходятся на необходимости повышать стандарты прозрачности сбора информации. Также создается специальный механизм для пользователей, который позволит им контролировать информацию, собираемую операторами данных. «Усилия законодателей многих стран направлены именно на это. Более того, те же Apple и Google постепенно отходят от cookies и позволяют отключать рекламные трекинги. Это полезно для тех, кто заботится о своей цифровой безопасности», – добавляет Доскач. 

Как в такой ситуации сделать свой цифровой след минимальным? – задастся вопросом любой вдумчивый читатель. Благо, алгоритм действий в данном случае простой. 

Во-первых, необходимо оценить объем цифрового следа. Для этого нужно вбить ФИО в поисковых системах и оценить, какая именно информация выходит по вашему запросу. Также стоит обратить внимание на картинки. Кроме того, ФИО стоит «пробить» по социальным сетям, проверив наличие забытых, «мертвых» и дублирующих аккаунтов. 

Во-вторых, важно не пренебрегать номером телефона и электронными почтами. В отдельных случаях полезно проверить свой номер телефона в сервисах, где отображается информация о том, как человек записан в телефонных книгах своих знакомых, друзей и коллег. Но здесь важно помнить, что данные с вашей телефонной книги также окажутся в общей базе. Поэтому такими приложениями стоит пользоваться с «нулевого» телефона, где нет никаких данных. 

В-третьих, следует взять за правило хотя бы раз в неделю удалять файлы cookies, кэш и список посещенных сайтов в браузерах, которыми вы пользуетесь. Это одно из ключевых правил гигиены. Также желательно отключить в настройках персонификацию. То есть везде, где вы можете сохранить анонимность – лучше сделать выбор в пользу нее. 

Если же вам хочется отделить реальную жизнь от виртуальной, то при регистрации в социальных сетях стоит указывать отдельный номер телефона и разорвать связь между аккаунтами в социальных сетях. Если Facebook вам нужен для работы, а «ВКонтакте» для личной жизни – не стоит ставить в них взаимные ссылки. Также Facebook позволяет отключить индексацию страницы в поисковиках, тем самым снизив до минимума ваш цифровой след. 

«Выполняя все эти довольно простые правила – вы облегчите себе жизнь, вам цифровой след станет более-менее управляемым, а тем же мошенникам будет сложнее к вам подобраться», – резюмировала исполнительный директор российского новостного агрегатора Lentainform Анна Доскач.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пять книг недели

Пять книг недели

0
2384
Из Сеула полетела критика в адрес Москвы и Пекина

Из Сеула полетела критика в адрес Москвы и Пекина

Владимир Скосырев

Южная Корея может поучить соблюдению гражданских свобод даже союзников США

0
2229
Маркетплейсы станут информационно обязанными

Маркетплейсы станут информационно обязанными

Анастасия Башкатова

В Госдуме и правительстве надеются заставить онлайн-площадки подтверждать безопасность продаваемых товаров

0
3505
Белорусские СМИ совместно с силовиками противостоят "деструктивным проявлениям"

Белорусские СМИ совместно с силовиками противостоят "деструктивным проявлениям"

Дмитрий Тараторин

Государственная пресса укрепляет позиции на фоне потерь в лагере оппозиционной журналистики

0
2986

Другие новости