Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий (второй слева) и митрополит Волоколамский Иларион в президиуме конференции «Теология и прогресс». Январь 2018 года. Фото с сайта www.hse.ru
Завершился первый в истории новейшей России тематический конкурс научных проектов по теологии. Его организовал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). На конкурс поступили 254 заявки от ученых из академических учреждений, высшей школы, светских и духовных организаций, действующих в разных регионах нашей страны.
Специальность «26.00.01»
Несколько слов о предыстории этого конкурса. В современном мире востребованы исследования актуальных проблем культуры, политики, образования, соотношения науки и религии. С особой остротой встает вопрос межрелигиозного и межконфессионального диалога, требуется новое осмысление отношений между государством, социальными и религиозными структурами.
Еще в 2007 году Межрелигиозный совет России поднял вопрос о возможном присуждении ученых степеней по теологии. А семь лет спустя, в 2014 году, Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило соответствующий федеральный образовательный стандарт, что позволило преподавать каноны христианства, ислама, иудаизма и буддизма в государственных высших учебных заведениях.
Осенью 2015 года президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки РФ одобрил паспорт научной специальности «Теология». И уже в следующем году было выдано разрешение на создание Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности «Теология», а также утвержден состав экспертного совета по теологии при Высшей аттестационной комиссии. Специальность «26.00.01. Теология» была включена в перечень ВАК.
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации в 2019 году обратил внимание на важность изучения и развития исследований по теологии в рамках грантовой поддержки. В результате на бюро совета РФФИ утвердило изменения в классификаторе по направлению «Философия, политология, социология, правоведение, история науки и техники, науковедение». Два года назад теология (рубрикатор РФФИ «Философия религии и религиоведение; теология») была инкорпорирована в систему наук, поддерживаемых грантами фонда.
Председатель Отдела внешних церковных связей, президент Научно-образовательной теологической ассоциации, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион выразил официальную благодарность РФФИ за поддержку теологии как отрасли знания. Зимой нынешнего года состоялась его встреча с председателем совета фонда академиком Владиславом Панченко, на которой были обсуждены стратегические вопросы взаимодействия фонда и научно-теологического сообщества.
Размороженная теология
Сразу скажем, что часть отечественного научного сообщества восприняла признание теологии научной дисциплиной, точнее отраслью гуманитарного знания, неоднозначно. Аналогичным образом был воспринят и данный конкурс, что и побудило нас написать эту статью.
Не будем забывать, что религия всегда играла важную роль в развитии обществ, государств и человеческой мысли. Это касается и дореволюционной России, население которой почти поголовно было верующим. Теология (в нашей стране ее принято было называть богословием) до Октябрьского переворота развивалась в ведущих церковных учебных заведениях – духовных академиях обеих столиц, а также Киева и Казани. Кафедры богословия имелись едва ли не во всех российских университетах, но они в отличие от духовных академий не готовили профессиональных теологов.
Православная церковь в российском гуманитарном образовании до 1917 года играла заметную роль. Так, после запрета преподавания философских дисциплин в середине XIX столетия, поводом для чего послужила очередная французская революция, преподавание логики продолжалось, причем вели этот курс именно священнослужители. Первый труд по истории философии в России был написан архимандритом Гавриилом (Воскресенским). В духовных образовательных организациях работали глубокие знатоки гуманитарных предметов.
Вообще русскую духовную философию зарубежное научное сообщество оценивает как уникальный вклад в мировую философскую мысль. Столь высокие оценки давали крупные мыслители, анализировавшие развитие русской мысли, такие как 13-й директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон, почетный профессор Университета штата Огайо Джеймс Скэнлэн, Джордж Клайн (Университет Джона Хопкинса), Анджей Валицки (Университет Нотр-Дам) и др.
В советское время в России развитие теологии было заморожено. И лишь с началом перестройки ситуация стала кардинально меняться.
В мире же теология уже многие столетия признается фундаментальной научной дисциплиной. Только в США насчитывается 200 (!) католических университетов и колледжей, да еще полсотни протестантских, где теология присутствует наряду с другими научными дисциплинами. Даже в Японии и Южной Корее, где авраамические религии не являются традиционными, действуют почти по 10 университетов. И это несмотря на, казалось бы, прагматический настрой жителей как Америки и Европы, так и преуспевающих азиатских стран. Эти университеты и колледжи занимаются далеко не только теологией. Причем теология в них вовсе не мешает успешному развитию самых современных исследований, а вполне мирно с ними соседствует.
Профессор богословия в Оксфорде, Роджер Бэкон еще в XIII веке сформулировал принцип экспериментального изучения природы и проверки наблюдений математикой. Иллюстрация Майкла Майера, 1617 |
Мировой и российский опыт показывает: теология как отрасль социогуманитарного знания успешно развивается во многих сегментах: от классических библеистики и патрологии до современных прикладных дисциплин, таких как теология культуры или теология образования.
Технология конкурса
Важно понять, что это не отголосок средневековья, вовсе не попытка подменить исследования молитвенной практикой или изложением догматических принципов (вопросы веры остаются за границами науки, как, впрочем, и убеждения ученых, на которых нередко строится фундамент научных дисциплин). Это комплекс знаний и исследовательских стратегий, нацеленных на изучение природы человека, социальных и экономических процессов, нравственных устоев общества под определенным углом зрения. Изучение с ценностно-мировоззренческих позиций, сформировавшихся в культуре и запечатленных в религиозной (мы говорим о христианстве и – шире – об авраамических религиях) традиции и с точки зрения этой традиции.
Наряду с философскими, историческими, культурологическими подходами теологические подходы привносят важную и отнюдь не лишнюю для науки и, вообще говоря, не противоречащую ей гуманитарную компоненту в осмысление событий и явлений нашей жизни.
Но вернемся к завершившемся конкурсу РФФИ.
Для оценки поступивших заявок и для того, чтобы экспертиза была объективной и прозрачной, а грантов удостоились действительно лучшие проекты, нацеленные на исследование наиболее важных проблем теологии, состав экспертов философской секции РФФИ был дополнен докторами наук, специализирующимися на изучении религиозных традиций и конфессиональных направлений теологии. Экспертизу каждой заявки проводили два специалиста.
Поданные на конкурс проекты охватили 10 (под)направлений. Среди них – «Теология в контексте психологии, антропологии и когнитивных наук»; «Теология и ценности: мораль, право, искусство, образование», «Религия и теология как факторы формирования культуры и искусства»; «Теология и история. Проблемы изучения религиозных традиций и роли религиозных организаций в развитии общества»; «Теология и филология. Проблемы изучения, интерпретации и перевода священных текстов, анализа источников и документов»; «История теологической мысли в контексте развития культуры, философии, науки» и др.
Окончательные итоги конкурса подвел экспертный совет, в состав которого входят специалисты – доктора технических и социально-гуманитарных наук. По итогам отбора поддержку получили 58 проектов, то есть 23% от числа поданных заявок. Важно подчеркнуть, что многие исследования носят междисциплинарный характер.
Большинство поддержанных проектов посвящено историческим, искусствоведческим, филологическим, аксиологическим проблемам. Авторские коллективы будут изучать религиозный дискурс в социальных сетях, взаимодействие религии и цифрового общества, особенности поликонфессионального социума, миссионерскую деятельность Русской православной церкви, храмовое зодчество, специфику теологического образования.
Для примера приведем названия нескольких проектов: «Храмовое зодчество XXI века: теолого-педагогические подходы в архитектурном образовании», «Ритуальные механизмы этноконфессиональной и религиозно-политической самоидентификации в исторической ретроспективе», «Модернизаторский потенциал философской теологии фальсафы», «Православное осмысление социализма: церковный опыт России, СССР и Русского зарубежья», «Слово Бога и Книга Природы в фокусе человеческого познания (взаимодействие христианской теологии и науки на разных исторических этапах)», «Храм и ландшафт», «Исламский дискурс: теологическая мысль и коммуникация в русскоязычной оболочке», «Формирование рациональной теологии в античности и раннем Средневековье»…
Через два года (проекты рассчитаны именно на два года) можно будет подвести содержательные итоги исследований, которые позволят составить более полное представление о том, каков вклад теологии в духовный и интеллектуальный потенциал нашего общества и каковы перспективы ее дальнейшего развития.
Ульяновск, Москва
комментарии(0)