Томографические разрезы (уровни) мозга в разных плоскостях. Иллюстрация Physorg
Великого художника Дюрера, жившего на рубеже XV–XVI веков, и небезызвестного графа Калиостро, пытавшегося очаровать немецкую принцессу, которая стала русской императрицей, связывал интерес к меланхолии. Дюрер посвятил ей изысканную гравюру, на которой изобразил печального ангела с крылами на спине и в лучах солнца под радугой, мышь со спирально закрученным хвостом, которая держит в лапках девиз со словом MELENCOLIA («черная желчь» в переводе с латыни). Разлитие черной желчи, как считалось в те времена, приводит к злобе, агрессии и не менее черной зависти…
10 лет назад чешские археологи нашли в царском некрополе Абузире (Дом-храм Осириса), что близ древнего Мемфиса на левом берегу Нила, пышную гробницу некоего фараонова лекаря. О грандиозности сооружения говорят потолки высотой 4 м! Возраст захоронения ученые оценили в 4 тыс. лет. Вполне возможно, что уже тогда был создан знаменитый папирус Эберта. В нем-то уже описывается меланхолия, развивающаяся у людей, страдающих расстройствами ЖКТ (желудочно-кишечного тракта), боли при которых ощущаются «под хондросом», то есть под хрящом мечевидного отростка грудины. Отсюда название – (г)ипохондрия.
Алексей Толстой в своем рассказе «Граф Калиостро» отмечал, что «источник ипохондрии есть… любострастие и… дух в печальном положении; человек… погружается в глубочайшую печаль, покуда нервы желудка не придут в изнеможение». Герой рассказа Калиостро добавляет: «Пищеварение… дурное повергает в скорбь и вызывает ипохондрию». Впрочем, о подобного рода расстройствах писал еще Гиппократ.
А в 1621 году. Р. Бёртон издал в Оксфорде трактат «Анатомия меланхолии». По краям фронтисписа в нем изображены люди с астрологическими символами над головами. В третьей части автор писал о религиозной и любовной меланхолии. Про последнюю И.В. Гёте (1749–1832) написал в 24-летнем возрасте «Страдания молодого Вертера». Сегодня это состояние называют депрессией. В тяжелой форме она может доводить до суицидальных попыток. Вот и Гёте считал, что выплеснутый им на бумагу опыт собственных переживаний, связанных с неразделенной любовью, удержал его от печального конца, подарив долгую и плодотворную жизнь.
Старые врачи «путали» ипохондрию с меланхолией, признавая тем не менее, что проблемы идут «от кишок». Меланхолию переводили как «мрачное помешательство». Сейчас же считают эндогенной депрессией, механизм развития которой только-только начинает открываться.
Нейробиологи университета в финском городе Турку попытались с помощью позитрон-эмиссионного томографа, показывающего накопление изотопа в активной области мозга, разобраться в причинах развития депрессии. В двух исследованиях с участием 37 и 39 человек было выяснено, что фундаментальным для сознания людей является прежде всего зрительный бугор-таламус. Его клетки собирают всю информацию, идущую от тела и периферических сенсоров.
В Турку выяснили, что главные участки локализации депрессии в мозгу – угловая и поясная области на внутренней поверхности полушарий (особенно передний отдел ACC – Anterior Cingular Cortex). Нейроны АСС получают входы от клеток гиппокампа (извилины морского конька) и миндалины (Amygdala), считающейся центром страха. Третий участок – прилегающее ядро (nucleus Accumbens, nA). Оно в отличие от миндалины представляет собой центр удовольствия, и клетки nucleus Accumbens «подпитываются» дофамином. Нехватка последнего ведет к гибели клеток подкорковых ядер, регулирующих движения, в результате чего возникает болезнь Паркинсона. В Турку получили важные результаты, касающиеся человеческого сознания и поддержания его на нужном уровне. Но проблема этим не исчерпывается.
Исследователи из Университета Южной Австралии в Аделаиде определили уровень белка нейротрофического фактора BDNF (Brain-Derived Neurotrophic Factor) у 215 выходцев из Китая, включая 90 пациентов с большим депрессивным расстройством (MDD), 19 с биполярным расстройством и 14 с суицидальными попытками. Ученые разработали тест, который с точностью 83% позволяет выявить больных с MDD. У пациентов в лимфоцитах периферической крови повышена активность генов, кодирующих синтез BDNF и его белкового рецептора сортилина. При этом определение нового патологического маркера достигает 12 нанограмм/мл крови.
Повышение разрешающей способности можно показать также на примере нового варианта фазово-контрастного микроскопа. Журнал Nature представил статью, полученную из Мельбурнского университета, в которой сказано, что успех достигнут благодаря плазмонному усилению фазы света с помощью нового метаматериала. Разрешение нового микроскопа составляет 719 нанометров (нм). Это позволяет видеть мельчайшие структуры клеточной цитоплазмы в слоях от 4 нм до 4 микрон. Авторы полагают, что новый микроскоп позволит увидеть начало деструктивных процессов в нейронах, нарушающих сознание при рассеянном склерозе, болезни Альцгеймера и психопатологиях.
комментарии(0)