«Груз» радиусом 250 нанометров (нм) и красный хвост кинезина длиной 50 нм.
Всего важнее и страшнее для человека и животных – боль. Мэри Уок издала в 1990 году в Пенсильванском университете Филадельфии книгу, озаглавленную «Любовная боль в Средние века». На книгу, в которой анализировались тексты средневековых исповедей, обращал внимание журнал Ancient Origins. Еще через 15 лет сотрудники Университета в г. Стоунибрук (США) обследовали 10 женщин и 7 мужчин 18–26 лет, находившихся в романтических отношениях от 1 до 17 месяцев. Результаты свидетельствовали о вовлечении в процесс областей мозга с высокой концентрацией дофамина. Это вещество вырабатывается в глубинах мозга и необходимо для поддержания жизнеспособности нейронов, контролирующих движения (нехватка дофамина приводит к болезни Паркинсона).
Дофамина много в подкорковых структурах мозга, регулирующих мышечные сокращения. Кроме того, дофамин контролирует состояние нейронов прилегающего ядра n. Accumbens, считающегося центром наслаждений. Через пару лет данные американцев были подтверждены в Университетском колледже Лондона, где обратили внимание на области с повышенным содержанием окситоцина, отвечающего в том числе и за материнскую любовь. МРТ показал большое содержание окситоцина в эмоциональной сфере переднего отдела поясной-лимбической коры (АСС – Anterior Cingulate Cortex), орбито-лобной (ORF) и других корковых и подкорковых образованиях мозга (FEBS).
Что же касается боли физической, то в последние десятилетия ученые довольно полно описали ее генетические основы. Было выяснено, что болевые импульсы, генерируемые белком Р (англ. Pain – боль), поступают в головной мозг через задние столбы спинного мозга. Их звездообразные клетки глии (астроциты) белого вещества принимают самое активное участие в проведении сигналов боли. На поверхности болевых нейронов молекулы связываются с белковыми рецепторами, инактивируемыми опиоидами. В норме боль, как и другая сенсорика, довольно быстро подавляется нейронами, синтезирующими молекулярный ингибитор – молекулы ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты). Это вещество используется для введения человека в терапевтическую кому). Она подавляет проведение возбуждающих ионов по каналам протеинов, встроенных в мембрану «болевых» нейронов. Сегодня выявлены мутации подобных каналов, в результате чего люди не испытывают боли.
Подавлению боли способствовал, по мнению античных греков, бог Морфей, отсюда название мощного болеутоляющего алкалоида макового сока морфина, повергающего страдальца в сомнамбулу, сон. От сочетания двух слов произошло название приносящего сон мака – Papaver somniferum. Но растительные алкалоиды приносят лишь временное облегчение, к тому же к ним быстро развиваются привыкание и зависимость. Поэтому ученые и молекулярные фармакологи ведут интенсивные поиски противоболевых средств, не обладающих побочными эффектами. Одним из них является пропофол, механизм действия которого недавно был успешно раскрыт.
Свечение астроцитов спинного мозга, модулирующих чувство боли. Иллюстрации Physorg |
И здесь вступает в действие пропофол, действие которого блокирует ферментативную активность головок кинезина. В результате приостанавливается транспорт везикул с нейротрансмиттерами. Из этого можно сделать вывод о том, что нет разницы между болью физической и душевной и все зависит только от содержимого пузырьков.
В качестве доказательства можно вспомнить депрессию, развивающуюся на фоне нехватки серотонина или недостаточности его рецепторов, что доводит людей с мутациями соответствующих генов до попыток суицида. Одно из средств борьбы с нарастанием депрессии – лекарства, задерживающие серотонин в синаптической щели. К сожалению, люди издревле стимулируют себя с помощью различных веществ, в том числе и добываемых из листьев коки. Их алкалоид подавляет активность белкового транспортера, доставляющего молекулы дофамина в нейроны. В результате дофамин задерживается на целых 100 секунд, порождая чувство кайфа. Но столь долгое действие дофамина перевозбуждает нервные клетки, они гибнут. n
комментарии(0)