Графика freepik.com
Страна должна знать своих героев. И наша страна их знает. Особенно когда речь идет о героях-разведчиках, внесших вклад в укрепление национальной и международной безопасности. В Советском Союзе и Российской Федерации органично сформировался целый художественный жанр, тематизирующий подвиги разведчиков. Произведения Вадима Кожевникова, Юлиана Семенова и других классиков данного жанра стали неотъемлемой частью широкого культурного пласта и, если угодно, культурного кода соотечественников. Не одно поколение выросло на соответствующих книгах и их экранизациях. Для многих они даже послужили ориентиром при выборе профессии. Думается, что по рейтингу популярности среди отечественной публики Исаев-Штирлиц в исполнении несравненного Вячеслава Тихонова по-прежнему не уступает ни одному из Джеймсов Бондов.
Профессиональные разведчики, и в частности «нелегалы», образуют закрытую и по понятным причинам немногочисленную группу. Секретность и ореол романтики в глазах массового зрителя – залог непреходящего интереса к таким персонажам. Однако само разведывательное сообщество гораздо шире спецагентов без страха и упрека. Среди его выдающихся представителей нередко встречаются так называемые полиматы – люди, чьи способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и узкой сферой их применения. Деятели, добившиеся ощутимых практических результатов по многим направлениям. Классический пример – академик АН СССР Евгений Примаков. Уместно утверждать, что фактически именно он стал отцом-основателем современной российской научной дипломатии.
Ректор МГИМО, академик РАН Анатолий Торкунов отметил, что, «если взглянуть на историю международных отношений… дипломатия и разведсообщество всегда шли рука об руку». С учетом недавнего выступления директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина можно заключить, что часто к ним примыкало и научное сообщество. В ряду имен известных лиц, участвовавших в славном шествии, руководитель ведомства и председатель Российского исторического общества назвал географа Николая Пржевальского, химика Дмитрия Менделеева, литератора и дипломата Александра Грибоедова. Действительно, спецслужбе, отметившей в 2020 году вековой юбилей, есть кем гордиться.
«Разведчик» Пушкин и неприметный Менделеев
Любопытно, что еще пару лет назад в российских СМИ появились публикации, авторы которых пытаются «записать в чекисты» даже тезку Грибоедова, его коллегу по литературному и дипломатическому цехам Александра Пушкина. Пока такие заявления носят характер спекуляций, не подкрепленных историческими источниками. Тот факт, что «наше все» числился дипломатом, то есть сотрудником Коллегии, затем Министерства иностранных дел, не подлежит сомнению. Как и то, что великий поэт фактически был «невыездным» и лишь однажды смог побывать на территории, которая уже при его жизни стала зарубежьем – во время путешествия на Кавказ в 1829 году. Делать иные заключения на базе гипотез и предположений преждевременно.
Что же касается автора периодической системы химических элементов, то информация о его причастности к научному и промышленному шпионажу в интересах родины ранее фигурировала в специализированной литературе, хотя и подвергалась сомнению в части точности и достоверности. Не располагая сведениями для компетентного вступления в полемику по данному вопросу, видим смысл обратить внимание на другой аспект.
Отметим, что 2019 год, провозглашенный Генассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов, в качестве информационного повода прошел практически незаметно как в России, так и за ее пределами. Безусловно, был успешно проведен ряд приуроченных к названному событию мероприятий по линии научных организаций и государственных ведомств, а также дипломатических институтов (МИД, Россотрудничество и их загранпредставительства). Символично этому способствовало совпадение дня рождения ученого и Дня российской науки (8 февраля), а также их календарная близость с Днем дипломатического работника (10 февраля). Но в целом думается, что медийное освещение оставляло желать лучшего. Особенно для зарубежной публики, у определенной части которой таблица до сих пор не всегда устойчиво ассоциируется с именем Менделеева.
Вину за такое положение дел едва ли стоит возлагать на перечисленные выше органы, равно как и на СМИ, чья целевая аудитория – иностранные граждане и соотечественники, проживающие за рубежом. Проблема, лежащая в его основе, более глубокая и структурная. Ее допустимо обозначить как отсутствие адекватного ответа на социальный запрос по популяризации научно-исследовательского труда среди широкой общественности. Проще говоря, дефицит контента в виде фильмов, сериалов, иных научно-познавательных и развлекательных материалов о жизни ученых.
За последние два десятилетия Россия сделала определенный рывок по восстановлению комплекса НИР. Пусть и с учетом эффекта низкой базы: его состояние в 1990-е годы поныне вызывает воспоминания в жанрах нуар, а местами и хоррор. Острую фазу кризиса преодолеть удалось, в то же время по некоторым направлениям научный воз по-прежнему упорно не сдвигается с места.
Одно из таких направлений – продвижение образа российского ученого за рубежом. Вовсе не обязательно быть культурологом или кинокритиком для того, чтобы обратить внимание на застой в этой области. Сложно не заметить даже неискушенным взглядом, что в основной своей массе на зарубежных телеэкранах и мониторах представители российского научного сообщества застряли в тех самых 90-х. Их будто поставили на паузу. Картина с выходцем из бывшего СССР, «утекшим» оттуда вместе со многими другими мозгами, в неопрятном свитере, как правило, бородатым, слегка «чокнутым» и курящим папиросу «Беломорканал», зависла и застыла в кадре. Подобный мем («crazy Russian scientist» – «сумасшедший русский ученый») постепенно трансформируется в стереотип «русского хакера» – гениального, но злого и беспощадного. К этому, пожалуй, и сводятся все его метаморфозы.
Комедия с серьезными последствиями
Возможно, сравнивать отечественный и зарубежный опыт в указанном контексте методологически не совсем корректно. Вместе с тем на отдельные передовые практики просто нельзя не обратить внимания. Среди них – американский ситком «Теория Большого взрыва» (2007–2019), ставший одним из наиболее успешных проектов глобальной телеиндустрии последних лет. Разумеется, и его сценарий не был лишен обыгрывания различных клише, что отразилось на рецепции. Однако помимо колоссального коммерческого успеха сериал стал действенным инструментом мягкой и умной силы в прямом, нейтральном и, вероятно, лучшем значении этих слов. Достаточно сказать, что, согласно результатам исследований, только в 2010 году «Теория» как профессионально ориентирующий фактор привела к взрывному росту числа студентов-физиков в Великобритании на целых 17%. Сводных данных социологических опросов для сопоставительного анализа в расположении пока нет. Однако допустимо предположить, что и в других странах, включая Россию, эхо «Большого взрыва» до сих пор позитивно звучит на естественно-научных факультетах.
С учетом этого встает закономерный вопрос: где же наш ответ? Стоит ли ждать его от МИА «Россия сегодня»? Возможно, стоит. Но прежде чем снимать и транслировать фильм, требуется написать и утвердить его сценарий.
Сценарий ушедшего 2020 года с позиций кинематографа по эстетике напоминает раннего Луиса Бунюэля, по содержанию – зрелого Стивена Кинга. Вместе с тем в условиях пандемии профессия ученого обретает все больший престиж в глазах общества. Прежде всего в связи с надеждами на разработку эффективных вакцин. Их широкое внедрение, в свою очередь, видится осуществимым лишь при грамотном выстраивании международного диалога усилиями научных дипломатов. В сложившейся ситуации некоторые склонны воспринимать науку как пациента, болеющего и выздоравливающего наряду с другими отраслями и сферами активности. Другие – в качестве панацеи. Истина скорее всего где-то посередине.
Как бы то ни было, реальность и приоритеты меняются. Изменение смысловой территории влечет за собой необходимость корректировки имеющихся карт посредством новых идей. И конкретным продолжением могло бы стать производство массового медиаконтента, нацеленного на зарубежную публику и популяризирующего образ отечественных ученых. Как современников, так и исторических фигур. Например, академика АН СССР Андрея Сахарова, столетний юбилей которого будет отмечаться с 2021 году.
Решающую роль в таком процессе играет расстановка акцентов. В историях с разведчиками главные герои с точки зрения внутренней аудитории суть агенты, с точки зрения внешней – шпионы. Род и вид деятельности один и тот же, но коннотации существенно разнятся. Ученый, наоборот, может восприниматься как независимый человек доброй воли. Неангажированный, но работающий на благо всего рода человеческого. Делающий мир лучше, при этом сохраняющий личный нейтралитет.
Ученый без фальши
Подобный образ однозначно не следует идеализировать, используя с этой целью методы кондовой пропаганды или гротеска. Точно так же как работа дипломатов и разведчиков, будни, скажем, физиков-теоретиков более прозаичны, нежели их принято представлять в оторванных от жизни фантазиях. Они состоят не только из подвигов: в случае первых – эпохальных переговоров о будущем мироустройства, в случае вторых – эпических миссий и спецопераций, в случае третьих – эвристических открытий, удостаиваемых впоследствии Нобелевских премий. Поэтому для того, чтобы картина выглядела реалистично, стоит избегать восторженных и пафосных нот, добавляя скорее толику скромности. С другой стороны, думается, что дозированный юмор и креатив могут способствовать лучшему продвижению и восприятию образа. Здесь можно вспомнить ироничные песни Юрия Визбора о физике и лирике или Владимира Высоцкого и Тимура Шаова про «товарищей ученых».
Главное – чтобы образ не смотрелся искусственным или фальшивым, как это иногда бывает при недостаточно высоком уровне мастерства создателей. Вне зависимости от бюджетов и исполнителей ролей. Наконец, как мы уже отмечали, описывая образ студента и выпускника МГИМО в отечественном кинематографе, весьма важно привлечение опытных и компетентных консультантов.
На текущем этапе разработка вакцин и «вакцинная дипломатия» – процессы, которые можно наблюдать в режиме реального времени. Конечно, это не реалити-шоу. Но в современном мире и пространстве социальных медиа виртуальная и физическая реальность имеет свойство соединяться, на что нужно делать поправки в оперативной работе. Страна должна знать своих героев. Но будет еще лучше, когда некоторые ее герои станут широко известны и за рубежом. Полагаем, что в этом заключается одна из актуальных практических задач российской публичной и прикладной научной дипломатии.
комментарии(0)