Проект дирижабля «Небесный странник». Иллюстрация из архива автора
Дирижабли в начале XX века претендовали на роль мощных военных летательных аппаратов и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков и авианосцев. А в гражданских перевозках – как скоростной воздушный транспорт. Строившиеся в 1930-х годах жесткие дирижабли представляли собой гигантские воздушные корабли с дальностью беспосадочного полета 10 000–15 000 км, с полезной нагрузкой до 90 т (полный вес около 200 т). Однако их эпоха закончилась в 1937 году, когда при посадке сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». Дело в том, что гондолы дирижаблей заполнялись в то время взрывоопасным газом водородом.
Тем не менее о дирижаблях не забыли. Чрезвычайно разнообразна сегодня область применения этих летательных аппаратов. В Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина состоялось совещание по спасению экипажей при аварийных запусках космических кораблей с космодрома Дальневосточный с использованием транспортных дирижаблей. О технических требованиях и нормативной базе, необходимой для эксплуатации дирижаблей, рассказал инженер-конструктор кафедры 105 «Аэродинамика ЛА» Московского авиационного института Александр Гомберг. По его словам, в качестве прототипа может послужить сконструированный в МАИ полужесткий дирижабль нового типа с классической конструкцией SW60000 «Небесный странник». Предварительная стоимость этого летательного аппарата – 25–30 млн евро (при партии 6–8 машин). Время постройки опытного экземпляра 4–5 лет. Стоимость летного часа составляет 30–50% от стоимости летного часа вертолета такой же грузоподъемности. Дальность полета – 3000 км и более при «плече» 1000 км. Крейсерская скорость «Небесного странника» – 100 км/ч. Аппарат может подниматься на высоту 2 км.
Предполагается, что технические характеристики дирижабля позволят поднимать и втягивать внутрь гондолы или транспортировать на внешней подвеске вернувшийся после полета спускаемый аппарат перспективного российского пилотируемого корабля «Орел» вместе с экипажем. Для этого будет разработана автоматизированная система подцепки, подъема и втягивания КА внутрь гондолы. Уже на борту дирижабля будет возможно проводить эвакуацию экипажа и при необходимости оказание помощи. Этот дирижабль может использоваться и в других целях, например для перевозки блоков ракет массой 15 т, диаметром 6 м и длиной 20 м.
Дирижабли способны при минимальном расходе топлива неделями и даже месяцами зависать на высотах от 20 до 30 км. И уже сегодня у дирижаблей более высокая надежность, чем у самолетов и вертолетов, за счет применения для наполнения нейтрального газа – гелия вместо взрывоопасного водорода.
комментарии(0)