Валерий Рубаков моделирует то, что было до Большого взрыва. Фото с сайта msu.ru |
15 июня официальный пресс-релиз Гамбургской премии по теоретической физике сообщил, что обладателем этой очень престижной научной награды стал российский академик Валерий Рубаков. «В последние годы исследовательские группы по всему миру получили важные сведения о происхождении Вселенной, – отмечалось в пресс-релизе. – Часто они опирались на работы Валерия Рубакова».
В этом году российский физик получит Гамбургскую премию по теоретической физике в размере 137 036 евро. Рубаков – главный научный сотрудник Института ядерных исследований Российской академии наук в Москве и профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Премия будет вручена Рубакову в ноябре в Гамбурге Фондом Иоахима Герца в сотрудничестве с Центром Вольфганга Паули DESY (Deutsche Elektronen-Synchrotron, Немецкий электронный синхротрон в Гамбурге. – «НГ») и Гамбургским университетом».
Гамбургская премия по теоретической физике – одна из самых высоких наград в области физики не только в Германии. Любопытно, что величина призового фонда премии – это намек на постоянную тонкой структуры Зоммерфельда, которая играет важную роль в теоретической физике и характеризует силу электромагнитного взаимодействия: 1/α = 137,035 999 084.
Работы, за которые Валерий Рубаков удостоен этой награды, посвящены, пожалуй, самому интригующему вопросу современной космологии – происхождению Вселенной. «Он внес важный вклад в наше понимание момента времени вскоре после Большого взрыва и последующего развития космоса. Работа Рубакова помогает нам понять происхождение материи и исчезновение антивещества и, таким образом, ответить на вопрос, почему планеты и, следовательно, наше существование на Земле вообще смогли реализоваться», – отметил доктор Хеннеке Люгерат, председатель Фонда Иоахима Герца.
Не случайно свою лауреатскую лекцию 25 ноября Валерий Рубаков назвал «Тяжелой работой по запуску Вселенной». Академик Рубаков рассказал о Вселенной до горячей стадии (стадия горячего Большого взрыва). Сейчас ученые уверены, что эта стадия отнюдь не была первой. Как основная гипотеза о том, что было до Большого взрыва, сегодня рассматривается так называемая модель инфляции. Но есть и альтернативы. Их поиском и занимается Валерий Рубаков с коллегами. В своем докладе академик рассказал о двух других возможных сценариях: модели Вселенной с отскоком и модели разгоняющейся Вселенной. Чтобы такие сценарии выполнялись, нужны особые, специфические условия.
Один из аспектов этой проблемы – необъяснимая пока стабильность протона. В интервью «НГ» еще в 1998 году Валерий Рубаков отмечал: «Протон живет очень долго; если он вообще распадается, то он живет дольше, чем 1033 лет, – это много больше времени жизни Вселенной. И стабильность протона как раз обеспечивается сохранением барионного числа. Это фактически синонимы: стабильность протона и сохранение барионного числа.
Но тот факт, что мы сегодня имеем больше вещества, чем антивещества, говорит о том, что на самом деле барионное число не сохраняется. Хотя экспериментально это не обнаружено. Но Вселенная, в которой мы живем, – единственное место, где виден результат этого явного нарушения. И объяснить, описать появление барионной асимметрии – очень интересная задача».
комментарии(0)