Газета Наука Печатная версия

25.12.2020 08:00:03

3. Во Вселенной нашли гигантскую космологическую структуру

Астрономы разглядели в галактической пыли так называемую Стену Южного полюса

Тэги: астрономия, астронавтика, стена южного полюса, сверхгалактики

астрономия, астронавтика, стена южного полюса, сверхгалактики Стена Южного полюса простирается на 1,4 миллиарда световых лет и содержит сотни тысяч галактик. Иллюстрация с сайта www.manoa.hawaii.edu

10 июля в международном научном журнале Astrophysical Journal опубликована статья «Cosmicflows-3: The South Pole Wall» («Cosmicflows-3: Стена Южного полюса»). Результаты своей работы представила международная группа ученых, возглавляемая Брентом Талли из Института астрономии Гавайского университета. Они занимались картированием распределения галактик вокруг нашего Млечного Пути.

В результате астрономы обнаружили циклопическую структуру за пределами так называемой Ланиакеи – сверхскопления галактик, в которую входит и наша собственная галактика Млечный Путь. Астрономы назвали идентифицированную структуру Стена Южного полюса. Надо сказать, что скопление сверхгалактик Ланиакеи тоже немаленькое, даже по космическим масштабам – 520 млн световых лет. То есть луч света от одного его края до другого пролетает за 520 млн лет! Один световой год – это примерно 9 трлн км.

Но Стена Южного полюса просто потрясает воображение своими размерами: она простирается на 1,4 млрд световых лет в длину и содержит в себе сотни тысяч галактик. Она находится сразу за сверхскоплением Ланиакея, как бы обхватывая его. Эдакая космологических размеров скоба. Самая плотная часть Стены, протянувшейся по небесной сфере на 200 градусов, находится в направлении Южного полюса на расстоянии около полумиллиарда световых лет от Земли. Вдоль дуги галактики медленно перемещаются к Южному полюсу. Отсюда и название – Стена Южного полюса. Дальнейшая траектория этого космологического монстра пролегает к сверхскоплению Шепли, которое и вообще – самое массивное сверхскопление галактик в наблюдаемой Вселенной (содержит массу примерно в 10 000 раз большую, чем масса Млечного Пути).

Авторы открытия Стены Южного полюса отмечают, что «эта структура – самая большая смежная особенность в локальном объеме и сравнима с Великой стеной Слоуна (еще одно из известных сверхскоплений галактик. – «НГ»)». При этом расстояние до самой плотной части Стены Южного полюса от Земли не столь велико.

Астрофизик из Парижского университета Даниэль Помаре, один из авторов исследования, объяснил, как такая большая и не столь отдаленная структура до сих пор оставалась незамеченной. Это связано с ее расположением в области неба, которая не была полностью обследована. Также непосредственным наблюдениям этой части космоса препятствуют участки галактической пыли и облаков на переднем плане. Ученые обнаружили Стену Южного полюса благодаря его гравитационному воздействию, запечатленному в наблюдаемых скоростях движения галактик.