0
5918
Газета Наука Печатная версия

08.12.2020 18:49:00

Бумажный носитель. Основной компонент реальности

Тэги: физика, свет, макс планк, квант, история, квантовая теория, литература


физика, свет, макс планк, квант, история, квантовая теория, литература «Глубинная структура квантовой сетки. Это типичная картина флуктуаций в глюонных полях КХД» (квантовой хромодинамики – «НГН»). Иллюстрация из рецензируемой книги

Про автора, нобелевского лауреата по физике (2004), американского физика-теоретика Фрэнка Вильчека в издательском резюме сказано так: «Сфера научных интересов – физика частиц и квантовая теория поля. Открыл феномен асимптотической свободы, играющей важную роль при взаимодействии кварков. Активно выступает против псевдонаучных изысканий и парапсихологии». Уже хочется почитать. Но чтение предстоит непростое, честно предупреждают издатели: «Перед вами – уникальная книга, исследующая подоплеку новейших физических идей о массе, энергии и природе вакуума. Автор, лауреат Нобелевской премии по физике, излагает современные взгляды на нашу невероятную Вселенную и прогнозирует новый золотой век фундаментальной физической науки. Великолепный рассказ о единстве материи и энергии, об элементарных частицах и их взаимодействиях – в этом шедевре серьезной научно-популярной литературы».

Действительно, заглянем в оглавление. Три большие части: «Возникновение массы», «Слабость гравитации», «Является ли красота истиной?» Плюс три приложения, плюс глоссарий (вещь абсолютно полезная!). Вильчек пытается удержать свое изложение в «секторе», образованном пересечением трех Д: доказательность, достоверность, доступность. Но честно предупреждает: «Любой человек может совершить тривиальную ошибку, но чтобы совершить глубокую ошибку, нужно быть гением». Внутри этих частей – четкая структура: главы, параграфы. И много интригующей фактуры. Например, такой: «Атом, удерживаемый гравитацией, имел бы радиус, в 100 раз превышающий радиус видимой Вселенной». Помимо не поддающегося осознанию циклопического масштаба в этом примере захватывает и другое: где соприкасаются миры самого малого – элементарных частиц и самого большого – Вселенной? Вильчек рассказывает о своем решении этого парадокса: «Я буду использовать слово «Сетка» для обозначения первичного материала, из которого состоит мир» (Глава 8. Сетка (живучесть эфира)). Заглянем в глоссарий: «Сетка. Сущность, которую мы воспринимаем как пустое пространство. Наши глубочайшие физические теории показывают, что она (Сетка. – А.В.) очень высокоструктурирована; более того, она, по-видимому, является основной составляющей реальности. Сетке посвящена глава 8». Очень грубо: возмущение квантовых полей в этой Сетке порождает элементарные частицы, фотоны в частности. Из которых в конечном счете состоит все сущее, в том числе – человек. В этом месте Фрэнк Вильчек предупреждает: «…стоит сказать, что большой загадкой современной физики является крайне малый вес пустого пространства». Но все-таки он ненулевой! «Основной компонент реальности имеет вес и универсальную плотность».

17-15-02480.jpg
Вильчек Ф. Тонкая физика.
Масса, эфир и объединение
всемирных сил. – СПб.: Питер,
2019. – 338 с.: ил. – (серия
New Science). 20,5 x 14 см.
Тираж 2500 экз.
Это уже не просто тонкая физика. Тут голову сносит фундаментально: «Частицы проявляются в качестве вторичных последствий; они представляют собой локализованные возмущения в первичных объектах, то есть в квантовых полях. Квантовые поля создают и уничтожают частицы». Даже немного жутковато. Все наше замечательное Я, вся наблюдаемая (и ненаблюдаемая тоже) физическая реальность – случайные флуктуации содержимого (квантовых полей) какой-то Сетки. Инстинктивное первое стремление – аккуратнее поворачиваться, чтобы не порвать ее. Почему это не лишено смысла? «Основной компонент реальности оживлен квантовыми процессами. Квантовое поведение обладает особыми характеристиками. Оно спонтанно и непредсказуемо. И для наблюдения квантовых явлений вы должны обеспечить возмущение этого компонента». Кстати, как отмечает Вильчек, старое название для всего этого – «эфир».

Волей неволей вспоминается известная шутка: если физик сталкивается с чем-то необъяснимым, он просто придумывает этому новый термин. Термин «понять» в применении к тому, о чем пишет Фрэнк Вильчек, возможно, не очень подходящий. По крайней мере для просвещенного обывателя. Но отчаиваться по этому поводу не приходится, мы в неплохой компании. В качестве одной из сильных сторон Эйнштейна как физика-теоретика автор «Тонкой физики» отмечает упрямство. Но… «С другой стороны, оно помешало ему стать частью грандиозного успеха современной квантовой теории после 1924 года, когда в игру вступили неопределенность и индетерминизм. Оно также не позволило ему принять одно из самых впечатляющих следствий его собственной общей теории относительности – существование черных дыр». В 2019 году, как мы помним, черную дыру (или, точнее, ее тень) удалось даже сфотографировать. А в 2020-м за теорию и экспериментальное изучение черных дыр была присуждена Нобелевская премия по физике. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4382
Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
4483
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2117
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2282

Другие новости