0
10324
Газета Наука Печатная версия

10.11.2020 19:19:00

Вузы за пределами академической среды

Экономическая отдача как одно из измерений третьей миссии университетов

Ирина Дежина

Об авторе: Ирина Геннадиевна Дежина – доктор экономических наук, руководитель департамента анализа научно-технологического развития, Сколковский институт науки и технологий.

Тэги: нацпроект наука, экономика, власть, вуз, образование, высшее образование, псал


нацпроект наука, экономика, власть, вуз, образование, высшее образование, псал В мире уже почти полвека существуют методики оценки влияния университетов не только на регион, но и на страну в целом и даже на глобальную экономику. Фото агентства «Москва»

Министерство науки и высшего образования РФ планирует в ноябре официально объявить конкурс на участие в Программе стратегического академического лидерства (ПСАЛ). Сейчас уточняются условия и критерии включения вузов в эту программу. Кроме того, будет сформирован национальный проект второй волны - «Наука и университеты». Предполагается, что в модернизированный нацпроект войдет в том числе федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок».

Измеряй и властвуй

В связи с разработкой ПСАЛ, в рамках которой будут поддерживаться национальные исследовательские и национальные опорные университеты, снова стала звучать тема «третьей миссии» университетов. Закономерно возникает вопрос: как ее измерить?

Задача оценки – непростая, так как понятие третьей миссии не имеет устоявшейся трактовки. И тем более такой, которая бы давала ясное представление об оцениваемых параметрах. Часто «третья миссия» формулируется в терминах видов деятельности, которыми должен заниматься университет, например дополнительное образование, передача технологий, социальная вовлеченность, участие в решении глобальных задач.

Из этого отнюдь не исчерпывающего перечисления понятно, что для измерения выполнения университетами своей «третьей миссии» потребуется сочетание нетривиальных количественных и качественных параметров.

Однако можно сузить задачу и задаться вопросом: измеримо ли экономическое влияние университета за пределами академической среды, так чтобы можно было получить одну интегральную финансовую оценку? Обращение к зарубежному опыту обнаруживает, что методики оценки экономического влияния вузов были разработаны почти 50 лет назад и с тех пор успешно применяются. Важно отметить, что экономический эффект обычно измеряется в масштабах региона (области, штата, муниципалитета), где находится университет. Есть и оценки влияния на страну в целом и даже на глобальную экономику, однако они имеют смысл только для выдающихся университетов – например, такие оценки проводили для Массачусетского технологического института (MIT) или Оксфорда. Таким образом, экономическое влияние вуза можно рассматривать как один из аспектов реализации третьей миссии.

В устоявшихся методиках принято измерять такие виды эффектов на локальную экономику, как собственно экономическая деятельность университета (его доходы и расходы), влияние на занятость, появление новых бизнесов, эффекты распространения знаний (куда как раз относятся и дополнительное профессиональное образование, и трансфер технологий, см. таблицу).

При этом экономические эффекты разделяются на прямые, связанные с доходами и расходами университета, его персонала и студентов внутри региона, где находится университет, косвенные (определяемые по изменению доходов и занятости в компаниях и иных структурах, обеспечивающих жизнедеятельность университета) и индуцированные (проявляющиеся, например, во влиянии на стоимость собственности, на приток новых компаний в регион как следствие того, что там находится университет).

В свою очередь, методы оценки этих эффектов также могут быть прямыми и косвенными. Первым появился метод прямой оценки – его в 1971 году обнародовал Американский совет по образованию (Caffrey J., Isaacs H.H. Estimating the impact of a College or University on the Local Economy. Washington, DC: American Council on Education, 1971). Это достаточно трудоемкая процедура, потому что в основе лежит сбор детальной информации, получаемой путем опроса всех, на кого влияет университет – как внутри самого себя (на студентов, работников, визитеров, выпускников), так и во внешней среде (на предприятия и компании, местных жителей, местную администрацию). Этот метод не получил широкого распространения и по-прежнему применяется в основном при оценке американских университетов.

В Европе практикуется метод косвенной оценки, которая проводится на основе модели «затраты–выпуск» (input-output model). Соответственно при расчетах используется вторичная информация о воздействии на местную экономику по данным региональных межотраслевых балансов.

Уровень эффекта

Какой бы метод расчета ни выбирался, университет должен располагать не только такими данными, как зарплата всех работников университета, суммарная оплата студентов за обучение, объем НИОКР и лицензионных платежей, но и понимать структуру расходов за пределами вуза. Например, сколько студенты примерно тратят на проживание, еду, покупку персональных товаров.

15_10_table650.jpg
Источник:Pellenbarg PH (2005) How to calculate the impact of university on the regional economy. A case study of the University of Groningen, The Netherlands, University of Groningen. Paper presented to the Conference on Knowledge and Regional Economic Development, organised by Regional Quantitative Analysis Research Group, University of Barcelona; 31 pp.

В обоих методах оценки есть проблемные аспекты (низкий процент возврата анкет при прямом методе оценки, проблемы расчета мультипликаторов и устранения двойного счета – при косвенной оценке). Кроме того, невозможно точно определить все факторы, влияющие на уровень экономического воздействия университета. Поэтому признается, что вычисляемые размеры эффекта носят оценочный характер.

Тем не менее даже оценочные цифры полезны, так как по ним можно понять сравнительный уровень эффектов на уровне регионов, возникающих в результате деятельности университетов.

Например, оценка экономического эффекта Оксфордского университета (по данным на 2017 год) показала, что он составил 5,8 млрд фунтов в масштабе британской экономики, а глобальное влияние университета измерялось в 7,1 млрд (Economic Impact of the University of Oxford. A report to the University of Oxford. BiGGAR Economics, 2017. – 90).

Некоторые университеты оценивают не только экономический эффект, но и фискальное влияние. Такая методика была использована, например, для оценки суммарного эффекта трех университетов штата Аризона: Государственного университета Аризоны, Университета Северной Аризоны и Университета Аризоны. По данным за 2018 год, суммарное влияние этих университетов на экономику штата Аризона составило 11,1 млрд долл.

На этом фоне примечателен Массачусетский технологический институт – там создали собственную методику оценки, измеряя исключительно свое влияние на предпринимательскую экосистему страны и мира. Методика проста и даже изящна – оценивается вклад компаний, созданных выпускниками университета, путем суммирования их выручки за год, предшествующий оценке, а также расчета числа созданных этими компаниями рабочих мест. При этом не учитываются компании, учрежденные профессорами или работниками университета.

Действительно, такую «упрощенную» оценку может позволить себе только MIT. На конец 2015 года действовало 30 200 компаний, созданных выпускниками университета, в них работало 4,6 млн человек, а суммарная годовая выручка составила около 1,9 трлн долл. (New report outlines MIT’s global entrepreneurial impact).

Конечно, измерения экономического влияния не могут быть частыми – скажем, MIT проводил их раз в пять лет. Кроме того, собственными силами делать оценку слишком трудозатратно, и поэтому университеты, как правило, нанимают консалтинговые агентства.

Надо отметить, что у нас также есть примеры интересных измерений с целью определить, какие из российских университетов внесли наибольший вклад в развитие технологического предпринимательства, причем также отталкиваясь от такого параметра, как стартапы, созданные выпускниками (Чукавина К., Толмачев Д., Перечнева И., Волганова Е. Сделать стартапы фундаментом новой экономики // Эксперт, № 42, 12.10.20).

Однако среди учитываемых для построения рейтинга показателей нет данных о выручке компаний. Собираемые вместо этого сведения о привлеченном стартапами финансировании (инвестициях) характеризуют скорее потенциал развития того или иного стартапа, но не эффект его влияния на экономику.

Оттенки метрики

Что примечательно и полезно для российской практики в принятых за рубежом подходах?

Во-первых, для оценки внешнего влияния нужна прозрачность информации о разных сторонах работы университета, в том числе поддержание самими университетами достаточно подробных информационных баз. Кроме того, оценка невозможна, если нет адекватных внешних источников информации, собираемой регулярно или периодически, в региональном и муниципальном разрезах.

Во-вторых, нет единой метрики для всех. При наличии двух базовых подходов университеты модифицируют их в зависимости от «оттенков» своих экономических миссий. Одним важно понимать, каков их вклад в развитие предпринимательства, другим – в прирост налоговой базы, третьим – в региональный экономический рост.

В-третьих, оценка ориентирована не на суммирование вложенных ресурсов, а на измерение полученных результатов. Важен не объем инвестиций, а выручка, не число участников курсов повышения квалификации, а спрос на него в виде объемов полученного внебюджетного финансирования и т.д.

В России государственные инициативы для университетов, в том числе направленные на развитие в них науки и технологических инноваций, действуют почти 25 лет, если отсчитывать от федеральной целевой программы «Интеграция», начатой в 1997 году. Эта программа – ФЦП «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997–2000 годы» – была разработана в соответствии с указом президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года.

За это время произошло много изменений, особенно в университетах, которые смогли стать участниками разнообразных «программ превосходства». Но вместе с развитием «миссий» университетов должны меняться и подходы к их оценке. Измерение экономического влияния университетов на свои регионы было бы полезным упражнением, которое может дать не вполне предсказуемые результаты. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1311
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1728
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1651
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
2147

Другие новости