0
5044
Газета Наука Печатная версия

13.10.2020 19:36:00

Естественные задачи для искусственного интеллекта

Нейронные сети помогают в выявлении художественных подделок и анализе биологических проб


Искусственный интеллект определил эти две картины как парные. Франсиско де Сурбаран «Мученичество св. Серапиона». 1628, музей «Уодстворт Атенеум», Хартфорд. США; Ян Асселин «Испуганный лебедь». 1650, Рейксмюсеум, Амстердам

Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» (1792), как считается, ввел в обиход слово «интеллигенция». Правда, некоторые исследователи отдают пальму первенства Петру Боборыкину (1836–1921), члену Петербургской академии наук и плодовитому писателю, драматургу, журналисту. Словари толкуют термин «интеллект» как рассудок, понимание и познание. Впрочем, латинский корень leg/lig означает связь, без которой невозможно умозаключение. Легендарный Шерлок Холмс использовал в качестве синонима другое латинское слово – deduction (вывод, выявление связи). В русском языке много слов с leg/lig: легитимный (от lex – закон), лига, лигамент (связка, сухожилие), лигатура (и примесь, и фонетический значок), делигат и т.д.

Английские аббревиатуры AI – Artificial Intellect (искусственный интеллект, ИИ), ML – machine learning (машинное обучение) все шире входят в нашу жизнь. Их значение – программы и подходы, имитирующие своим «поведением» интеллект естественный, ум. Со временем, когда столь же обиходными станут квантовые компьютеры, можно будет ждать уникальных лингвистических прорывов. Пока же AI сам учится на основе предложенных ему алгоритмов.

Один из них – GauGAN (Generative Adversarial Networks). Его разработали сотрудники Массачусетского технологического института и Калифорнийского университета в Беркли. GauGAN уже успел отметиться тем, что создал картину, проданную на аукционе Sotheby’s за 51 тыс. долл.

А тот же Массачусетский технологический институт в сотрудничестве с компаниями Кремниевой долины на основе другого алгоритма, MosAIc, выявил скрытые связи-«лиги» между картинами, хранящимися в нью-йоркском музее Метрополитен и амстердамском Рейксмюсеуме. При этом была показана парность полотен голландского художника Яна Асселина «Испуганный лебедь» (1650) и Франсиско Сурбарана «Мученичество св. Серапиона» (1628).

MosAIc обучали, загрузив 5 тыс. изображений и предложив AI найти пару к рельефу «Сет, убивающий Змия» в храме Амона в Ибисе. Это ничтожно, если учесть, что только в Италии число произведений искусства превышает 35 млн! Авторы надеются, что их подход вдохновит других на использование не связанных между собой изображений для извлечения полезной информации. Им, в частности, удалось показать более широкий культурный обмен между Голландией и Китаем в деле производства фарфора. Напомним, что около полувека назад дайверам удалось поднять со дна морского груз порцелана из Поднебесной, перевозившийся в «Нижние земли» (Нидерланды).

О GANe говорили недавно на Международной конференции по машинному обучению (ICML) ученые Рурского университета в г. Бохум (ФРГ). Они на основе использования двух алгоритмов разработали метод выявления художественных подделок. Сначала на основе исходных данных создается случайное изображение. Для оценки характера имиджа используется сложная (комплексная) статистика предъявляемых частот, выявляющая типичные артефакты. В своем докладе «Частотный анализ для распознавания «глубинных» фейков» авторы указывали, что естественные изображения содержат в основном низкочастотные функции, в то время как полученные с помощью GAN – высокочастотные.

Если бы во времена Жоржа Сименона был AI, то герою его рассказа «Три Рембрандта» не удался бы его трюк.

Но AI все успешнее применяется и в далекой от искусства области – при оценке биопсий. Микроскописты Питсбургского университета сообщили в журнале Lancet, что их алгоритм учитывает данные 1600 слайдов биопсий простаты, полученных от 100 пациентов. Чувствительность достигла 98%, а точность – 97%. Надо отдать должное авторам исследования, которые считают, что AI не превосходит человека, но искусственный интеллект, с одной стороны, быстрее обучается, а с другой – особенно полезен в спорных и атипичных случаях. К тому же AI быстрее, поскольку не требует физической пересылки стекол в другие лаборатории.

В конце концов не забудем, что люди учились разбираться в клеточных хитросплетениях полтора века. Об AI же заговорили совсем недавно, когда суперкомпьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Было это в 1997 году…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1055
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
650
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1266
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1263

Другие новости