Заявленная среднесрочная цель американской космической политики – обеспечение возможности регулярных операций на Луне и Марсе. Иллюстрация SpaceX
Новая эра освоения космоса как новый период космической эры, космической деятельности уже началась. Мы это видим в 2020 году по активности в космической деятельности, политике и праве, реализации проектов в космосе. Причем процесс идет с нарастанием в условиях глобальных и национальных кризисов, вызванных пандемией. Это лишний раз показывает волю, стремление к жизни и экспансии в космос многих людей и ряда государств Земли.
Американское видение космической эры
Выделяются инициативы и активность США, важные новации в освоении и использовании космоса. Это прежде всего известный указ президента США от 6 апреля 2020 года об освоении космоса и его ресурсов, и новая комплексная стратегия США: «Новая эра для исследования и освоения дальнего космоса», которую принял Национальный космический совет 23 июля 2020 года (A New Era for Deep Space Exploration and Development).
В стратегии сформулировано «видение новой эры». В соответствии с ним «США в решающей степени зависят от космических систем, и будущая устойчивость и управление космической деятельностью являются ключевым стратегическим интересом для страны. Если мы хотим иметь эффективную космическую стратегию Америки, нам необходимо согласовать нашу политику, программы и бюджет с устойчивыми национальными интересами, которые охватывают несколько администраций и Конгрессов. Это означает выходить за рамки отдельных миссий и спрашивать, какие ценности будут и должны быть частью любого будущего человека в космосе. С этой целью формирование международной среды и обеспечение возможности регулярных операций на Луне – с Марсом в качестве цели горизонта – значительно повысили бы долгосрочные интересы национальной безопасности, коммерческой и внешней политики США в космосе».
Подчеркивается также, что «в прошлом правительство США взяло на себя ответственность за все аспекты исследования и освоения космоса человеком – определение миссий, проектирование архитектур, установление технических спецификаций, контроль над отраслевыми контрактами и непосредственное выполнение операций. Однако в обозримом будущем центральная роль сохранится, но в партнерстве с частным сектором. В будущем правительство возьмет на себя более косвенные роли, такие как покровительство исследований и разработок, первый покупатель или основной арендатор космических товаров и услуг, а также регулирующий орган, если это необходимо по соображениям общественной или национальной безопасности, а также для выполнения международных обязательств».
В заключение изложен взгляд на важные аспекты будущего: «Некоторые люди утверждают, что человечеству суждено создать космические поселения и стать «многопланетным видом». Хотя это, безусловно, захватывающая возможность, она будет зависеть от нашей способности использовать космические ресурсы и жить независимо от поддержки Земли и окружающей среды. Это также будет зависеть от поиска экономических причин для жизни и работы за пределами Земли – причин, которые не зависят от поддержки со стороны налогоплательщиков. В настоящее время мы еще не знаем, возможно ли какое-либо из этих условий. Что мы действительно знаем, так это то, что мы не сможем найти ответы без усилий по исследованию и развитию космоса, которые выходят за пределы низкой околоземной орбиты.
Исследование и освоение космоса не ограничиваются одноразовыми миссиями или каким-либо одним пунктом назначения. Скорее описанные здесь усилия – это усилие, направленное на непрерывное расширение человеческой деятельности за пределами Земли. По мере того как Соединенные Штаты снова отправляются в глубокий космос, они будут делать это вместе с коммерческими и международными партнерами, поскольку хотят участвовать и могут участвовать. На переднем крае исследований Соединенные Штаты, как и всегда, продолжат лидировать в космосе. Если у человечества есть будущее в космосе, оно должно быть таким, в котором космос станет домом для свободных людей».
Эти документы и активность отражают последовательную космическую политику в национальных интересах и провозглашают лидерство США в космическом праве и деятельности. И это новый вызов и пример для космических государств и всего мирового сообщества.
Страна космических советов
В 2020 году все более активно осуществляются новые программы и проекты космической деятельности, направленные на создание новой техники и технологий, освоение Луны и Марса. Создаются новые сверхтяжелые ракеты и пилотируемые корабли в США, КНР, России.
Успешно выполнен первый пилотируемый полет коммерческого корабля Crew Dragon компании SpaceX с двумя астронавтами (30 мая – 2 августа), идут испытания нового пилотируемого корабля CST-100 компании Boeing. Активно реализуется лунная программа «Артемида» (США): в 2024 году два астронавта – женщина и мужчина – должны ступить на Луну.
Стартовали три беспилотные миссии на Марс: 20 июля – орбитальный аппарат «Аль-Амаль» («Надежда») ОАЭ; 23 июля – экспедиция Tianwen-1 («Вопросы к небесам») КНР; 30 июля – экспедиция с марсоходом Perseverance («Настойчивость») США. К сожалению, Россия и ЕС не успели подготовить в срок совместный проект «ЭкзоМарс-2020» и данное «марсианское» окно возможностей не использовали, старт перенесен на 2022 год.
Были проведены открытые конкурсы для отбора астронавтов и космонавтов. В США более 12 тыс. человек (то есть примерно 36,4 на 1 млн населения) подали заявки на участие в отборе астронавтов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Таким образом, был продемонстрирован сильный национальный интерес к участию в планах по исследованию Луны и следующему гигантскому скачку человечества – полетам человека на Марс. Причем это было в марте 2020-го, в сложный период вспышки коронавируса. Количество участников в этот раз на 1/3 меньше, чем в предыдущем конкурсе 2017 года (18 300 человек).
В России для участия в 3-м открытом конкурсе Роскосмоса по отбору космонавтов с июня 2019 до июня 2020 года поступило 1404 заявления (9,6 на 1 млн населения). Это, кстати, в 3,3 раза больше, чем на 2-м конкурсе в 2017-м (420). Это важный позитивный результат, он свидетельствует не только об успехах в организации отбора космонавтов, но и о росте у нового и активного поколения интереса к пилотируемой космонавтике. Но все это в значительной мере под воздействием примеров и перспектив новой космической эры – создания новых технологий, полетов и проектов США и других стран по исследованию и освоению Луны и Марса, пространства Солнечной системы в XXI веке.
В отличие от США, где Национальный совет по космосу появился синхронно с созданием НАСА в 1958 году и находится на пятом этапе активности после очередного воссоздания в 2017-м, в нашей стране такой общенациональный совет создать никак не удается. В период создания и развития космической отрасли в 1946–1991 годах в СССР органы жесткого централизованного государственного управления, по сути, выполняли функции коллективного национального совета по космосу. При этом исследования и освоение космоса в СССР полностью соответствовали государственной общенациональной коммунистической идеологии и модели будущего страны.
СССР и Россия имеют большую историю многих космических советов, предназначенных для создания и развития космической отрасли и деятельности.
Легендарный неформальный и выдающийся Совет главных конструкторов под руководством Сергея Павловича Королева в 40-х – 60-х годах ХХ века был мозгом космической отрасли, генератором идей и решений по созданию технологий, техники, всей космической отрасли СССР. Это привело к выдающимся достижениям страны в исследованиях и освоении космоса.
Одну из главных ролей сыграла Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР, созданная в 1957 году. К 1991-му она эволюционировала в Государственную Военно-промышленную комиссию при Совете министров СССР, управляла военными и гражданскими делами космической промышленности и деятельности. После распада СССР в России создана и действует ВПК, к ее сфере относятся и военные аспекты космической промышленности.
В 1959 году ЦК КПСС и Совет министров СССР создали Межведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям (МНТК по КИ) при Академии наук СССР. До 1978-го его возглавлял президент АН СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш, в 1978–1980 годах – вице-президент АН СССР, академик Борис Николаевич Петров. Затем, по 1991-й – президент АН СССР, академик Гурий Иванович Марчук.
В России решением Президиума РАН в 1992 году создан правопреемник МНТК по КИ АН СССР – Совет по космосу РАН. Сфера деятельности этих советов при АН СССР и в РАН – программы научных космических исследований. После реформы науки в России в 2013-м влияние РАН и Совета РАН по космосу сокращаются и стремятся к нулю, несмотря на официальное сотрудничество с Роскосмосом.
В 1992 году президентом России создана Межведомственная экспертная комиссия по космосу для экспертизы космических систем и комплексов научного и социально-экономического назначения. Но, по сути, это орган согласования ведомственных интересов при утверждении бюджетных заявок Федеральной космической программы. Автор был членом этой комиссии в 2003–2015 годах и имеет адекватное представление о ее реальной активности и влиянии, опять же стремившихся к нулю в те годы. С тех пор нет никаких признаков изменений к лучшему.
Для полноты картины космических советов добавим, что существовавшие в Роскосмосе как в его эпоху федерального органа исполнительной власти, так и ныне действующие в госкорпорации «Роскосмос», Научно-технический совет и Общественный совет ограничены ведомственными правилами и пределами влияния.
В постсоветский период роль исследований и освоения космоса в государстве и общественном сознании резко снизилась. Функция коллективного национального совета по космосу была утрачена. В России она не была определена и выделена, и никто ее не выполняет. Сфера космической деятельности понимается как отрасль, управляется и развивается не в общенациональной, а преимущественно в отраслевой парадигме. Закон «О космической деятельности», Федеральная космическая программа и другие акты и программы реализуются в этом же русле. Созданные в стране органы, включая ФОИВ «Роскосмос» (1992), а после его ликвидации и вместо него госкорпорация «Роскосмос» (2015), продолжают управлять космической деятельностью страны как космической отраслью, которую при этом постоянно спасают и для этого непрерывно реформируют.
Адекватный образ будущего
В России первые инициативы создания Совета по космосу были в 1992-м, при разработке проекта первого закона «О космической деятельности». Но не сложилось. Были и другие безуспешные попытки. Относительно свежие – в 2018–2019 годах: Роскосмос и РАН выступили с инициативой разработать предложения по созданию Совета по космосу при президенте России с функциями определения стратегии развития космической отрасли. Однако воз и ныне там. Почему не получается, что мешает? Национальные особенности, плохая наследственность, хроническое отставание в общем и институциональном развитии? Почему эта идея до сих пор не может «пробить» кремлевские стены?
Одна из основных причин: низкий приоритет исследований и освоения космоса в России, зацикленность на отраслевом уровне космической деятельности и госмонополизм Роскосмоса как госкорпорации. Эта госкорпорация имеет свои приоритеты, ограничения и логику развития, не заинтересована в общенациональном развитии космической деятельности России и не способна работать в такой парадигме. И дело вовсе не в особенностях персоналий, управляющих госкорпорацией или космическими советами и комиссиями, другими космическими институтами страны, статус и реальное влияние которых продолжают снижаться.
Россия не имеет общенациональной «космической головы», настоящего общенационального космического лидера, адекватного образа космического будущего страны (а не будущего космической отрасли!) и политической воли для его создания и достижения. В стране не созданы условия и стимулы для активного развития космической деятельности всех акторов в целях реализации космического потенциала граждан, организаций, всего нашего общества в национальных интересах и для эффективного международного сотрудничества.
России необходимо определить достойное место исследованиям и освоению космоса в общей стратегии развития страны и модели будущего, совершить переход к новой, общенациональной модели управления всей сферой космической деятельности. Именно и только президент РФ может и должен стать и выступить главным актором этого процесса, возглавить его. Инструментом такой трансформации космической деятельности и дальнейшего эффективного управления этой сферой должен стать Совет по космосу при президенте РФ.
Это решение назрело, особенно для общенациональной космической мобилизации, коррекции стратегии космической деятельности, системы управления ею в целях реализации потенциала развития России и адекватного ответа в связи с новым вызовом США в космической политике, международном праве и реальной деятельности.
Создание «резервного» человечества
100 лет назад, в годы революций, войн и пандемии испанки, Константин Эдуардович Циолковский в повести «Вне Земли» призывал осваивать космос для спасения, выживания и развития человека и человечества в случае катастроф на Земле, предлагал идеи и технологии экспансии. Пандемия COVID-19 поставила перед человечеством вопрос: быть или не быть? Его решение зависит от понимания сущности человека и проблем эволюции общества, природы, техники.
Парадоксально, но в современном международном праве, созданном и развивающемся под эгидой ООН в парадигме прав человека, национальной и международной безопасности, устойчивого развития, нет необходимых основ, актов, норм, посвященных сохранению Homo sapiens как вида. Мы защищаем, охраняем на Земле тысячи видов живых существ, биоразнообразие, объекты природного и культурного наследия. Но абсолютно забыли сформулировать и принять в качестве высшего приоритета сохранение человека вида Homo sapiens как уникального живого существа и основу человечества в парадигме выживания. А ведь это чрезвычайно важно в XXI веке, в нарастающем потоке глобальных рисков пандемий, других природных и антропогенных катастроф.
Модель, правила и практика современного права имеют большую дыру в приоритетах, целях и механизмах регулирования. Это не позволяет эффективно управлять развитием общества, обеспечением безопасности в контексте глобальных вызовов. В эту эпоху общепланетарного кризиса необходима новая стратегия освоения космоса в парадигме «единого человечества» – для выживания и развития человека вида Homo sapiens, становления нас как новой космической цивилизации.
Следует дополнить «правила игры», зафиксированные в документах ООН, в том числе и акты космического права, приоритетом сохранения вида Homo sapiens и человечества на Земле и в космосе, конкретными направлениями и целями. Среди этих целей в том числе – создание «космического» человека и автономной популяции «резервного» человечества вне Земли, в космических поселениях на околоземной орбите, на Луне; создание и хранение генетического банка человека и человечества на Земле и вне Земли для воспроизводства в случае глобальной катастрофы.
С учетом уроков нынешней пандемии и приоритета сохранения Homo sapiens, новых рисков, сценариев и технологий трансформации и деятельности человека и общества на Земле и в космосе предстоит сформулировать новый социальный заказ в национальном и общемировом масштабах для освоения космоса в балансе с решением проблем на Земле. n
Статья подготовлена по материалам выступления на дистанционном заседании Московского космического клуба 6 августа 2020 года.
комментарии(0)