0
10515
Газета Наука и технологии Печатная версия

22.09.2020 18:03:00

России необходима национальная «космическая голова»

Новая эра освоения Солнечной системы уже началась вопреки пандемии

Сергей Кричевский

Об авторе: Сергей Владимирович Кричевский – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва), экс-космонавт-испытатель, член Московского космического клуба.

Тэги: космос, космонавтика, ссср, сша, луна, марс, совет по космосу


космос, космонавтика, ссср, сша, луна, марс, совет по космосу

Заявленная среднесрочная цель американской космической политики – обеспечение возможности регулярных операций на Луне и Марсе. Иллюстрация SpaceX

Новая эра освоения космоса как новый период космической эры, космической деятельности уже началась. Мы это видим в 2020 году по активности в космической деятельности, политике и праве, реализации проектов в космосе. Причем процесс идет с нарастанием в условиях глобальных и национальных кризисов, вызванных пандемией. Это лишний раз показывает волю, стремление к жизни и экспансии в космос многих людей и ряда государств Земли.

Американское видение космической эры

Выделяются инициативы и активность США, важные новации в освоении и использовании космоса. Это прежде всего известный указ президента США от 6 апреля 2020 года об освоении космоса и его ресурсов, и новая комплексная стратегия США: «Новая эра для исследования и освоения дальнего космоса», которую принял Национальный космический совет 23 июля 2020 года (A New Era for Deep Space Exploration and Development).

В стратегии сформулировано «видение новой эры». В соответствии с ним «США в решающей степени зависят от космических систем, и будущая устойчивость и управление космической деятельностью являются ключевым стратегическим интересом для страны. Если мы хотим иметь эффективную космическую стратегию Америки, нам необходимо согласовать нашу политику, программы и бюджет с устойчивыми национальными интересами, которые охватывают несколько администраций и Конгрессов. Это означает выходить за рамки отдельных миссий и спрашивать, какие ценности будут и должны быть частью любого будущего человека в космосе. С этой целью формирование международной среды и обеспечение возможности регулярных операций на Луне – с Марсом в качестве цели горизонта – значительно повысили бы долгосрочные интересы национальной безопасности, коммерческой и внешней политики США в космосе».

Подчеркивается также, что «в прошлом правительство США взяло на себя ответственность за все аспекты исследования и освоения космоса человеком – определение миссий, проектирование архитектур, установление технических спецификаций, контроль над отраслевыми контрактами и непосредственное выполнение операций. Однако в обозримом будущем центральная роль сохранится, но в партнерстве с частным сектором. В будущем правительство возьмет на себя более косвенные роли, такие как покровительство исследований и разработок, первый покупатель или основной арендатор космических товаров и услуг, а также регулирующий орган, если это необходимо по соображениям общественной или национальной безопасности, а также для выполнения международных обязательств».

В заключение изложен взгляд на важные аспекты будущего: «Некоторые люди утверждают, что человечеству суждено создать космические поселения и стать «многопланетным видом». Хотя это, безусловно, захватывающая возможность, она будет зависеть от нашей способности использовать космические ресурсы и жить независимо от поддержки Земли и окружающей среды. Это также будет зависеть от поиска экономических причин для жизни и работы за пределами Земли – причин, которые не зависят от поддержки со стороны налогоплательщиков. В настоящее время мы еще не знаем, возможно ли какое-либо из этих условий. Что мы действительно знаем, так это то, что мы не сможем найти ответы без усилий по исследованию и развитию космоса, которые выходят за пределы низкой околоземной орбиты.

Исследование и освоение космоса не ограничиваются одноразовыми миссиями или каким-либо одним пунктом назначения. Скорее описанные здесь усилия – это усилие, направленное на непрерывное расширение человеческой деятельности за пределами Земли. По мере того как Соединенные Штаты снова отправляются в глубокий космос, они будут делать это вместе с коммерческими и международными партнерами, поскольку хотят участвовать и могут участвовать. На переднем крае исследований Соединенные Штаты, как и всегда, продолжат лидировать в космосе. Если у человечества есть будущее в космосе, оно должно быть таким, в котором космос станет домом для свободных людей».

Эти документы и активность отражают последовательную космическую политику в национальных интересах и провозглашают лидерство США в космическом праве и деятельности. И это новый вызов и пример для космических государств и всего мирового сообщества.

Страна космических советов

В 2020 году все более активно осуществляются новые программы и проекты космической деятельности, направленные на создание новой техники и технологий, освоение Луны и Марса. Создаются новые сверхтяжелые ракеты и пилотируемые корабли в США, КНР, России.

Успешно выполнен первый пилотируемый полет коммерческого корабля Crew Dragon компании SpaceX с двумя астронавтами (30 мая – 2 августа), идут испытания нового пилотируемого корабля CST-100 компании Boeing. Активно реализуется лунная программа «Артемида» (США): в 2024 году два астронавта – женщина и мужчина – должны ступить на Луну.

Стартовали три беспилотные миссии на Марс: 20 июля – орбитальный аппарат «Аль-Амаль» («Надежда») ОАЭ; 23 июля – экспедиция Tianwen-1 («Вопросы к небесам») КНР; 30 июля – экспедиция с марсоходом Perseverance («Настойчивость») США. К сожалению, Россия и ЕС не успели подготовить в срок совместный проект «ЭкзоМарс-2020» и данное «марсианское» окно возможностей не использовали, старт перенесен на 2022 год.

Были проведены открытые конкурсы для отбора астронавтов и космонавтов. В США более 12 тыс. человек (то есть примерно 36,4 на 1 млн населения) подали заявки на участие в отборе астронавтов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Таким образом, был продемонстрирован сильный национальный интерес к участию в планах по исследованию Луны и следующему гигантскому скачку человечества – полетам человека на Марс. Причем это было в марте 2020-го, в сложный период вспышки коронавируса. Количество участников в этот раз на 1/3 меньше, чем в предыдущем конкурсе 2017 года (18 300 человек).

В России для участия в 3-м открытом конкурсе Роскосмоса по отбору космонавтов с июня 2019 до июня 2020 года поступило 1404 заявления (9,6 на 1 млн населения). Это, кстати, в 3,3 раза больше, чем на 2-м конкурсе в 2017-м (420). Это важный позитивный результат, он свидетельствует не только об успехах в организации отбора космонавтов, но и о росте у нового и активного поколения интереса к пилотируемой космонавтике. Но все это в значительной мере под воздействием примеров и перспектив новой космической эры – создания новых технологий, полетов и проектов США и других стран по исследованию и освоению Луны и Марса, пространства Солнечной системы в XXI веке.

В отличие от США, где Национальный совет по космосу появился синхронно с созданием НАСА в 1958 году и находится на пятом этапе активности после очередного воссоздания в 2017-м, в нашей стране такой общенациональный совет создать никак не удается. В период создания и развития космической отрасли в 1946–1991 годах в СССР органы жесткого централизованного государственного управления, по сути, выполняли функции коллективного национального совета по космосу. При этом исследования и освоение космоса в СССР полностью соответствовали государственной общенациональной коммунистической идеологии и модели будущего страны.

СССР и Россия имеют большую историю многих космических советов, предназначенных для создания и развития космической отрасли и деятельности.

Легендарный неформальный и выдающийся Совет главных конструкторов под руководством Сергея Павловича Королева в 40-х – 60-х годах ХХ века был мозгом космической отрасли, генератором идей и решений по созданию технологий, техники, всей космической отрасли СССР. Это привело к выдающимся достижениям страны в исследованиях и освоении космоса.

Одну из главных ролей сыграла Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР, созданная в 1957 году. К 1991-му она эволюционировала в Государственную Военно-промышленную комиссию при Совете министров СССР, управляла военными и гражданскими делами космической промышленности и деятельности. После распада СССР в России создана и действует ВПК, к ее сфере относятся и военные аспекты космической промышленности.

В 1959 году ЦК КПСС и Совет министров СССР создали Межведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям (МНТК по КИ) при Академии наук СССР. До 1978-го его возглавлял президент АН СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш, в 1978–1980 годах – вице-президент АН СССР, академик Борис Николаевич Петров. Затем, по 1991-й – президент АН СССР, академик Гурий Иванович Марчук.

В России решением Президиума РАН в 1992 году создан правопреемник МНТК по КИ АН СССР – Совет по космосу РАН. Сфера деятельности этих советов при АН СССР и в РАН – программы научных космических исследований. После реформы науки в России в 2013-м влияние РАН и Совета РАН по космосу сокращаются и стремятся к нулю, несмотря на официальное сотрудничество с Роскосмосом.

В 1992 году президентом России создана Межведомственная экспертная комиссия по космосу для экспертизы космических систем и комплексов научного и социально-экономического назначения. Но, по сути, это орган согласования ведомственных интересов при утверждении бюджетных заявок Федеральной космической программы. Автор был членом этой комиссии в 2003–2015 годах и имеет адекватное представление о ее реальной активности и влиянии, опять же стремившихся к нулю в те годы. С тех пор нет никаких признаков изменений к лучшему.

Для полноты картины космических советов добавим, что существовавшие в Роскосмосе как в его эпоху федерального органа исполнительной власти, так и ныне действующие в госкорпорации «Роскосмос», Научно-технический совет и Общественный совет ограничены ведомственными правилами и пределами влияния.

В постсоветский период роль исследований и освоения космоса в государстве и общественном сознании резко снизилась. Функция коллективного национального совета по космосу была утрачена. В России она не была определена и выделена, и никто ее не выполняет. Сфера космической деятельности понимается как отрасль, управляется и развивается не в общенациональной, а преимущественно в отраслевой парадигме. Закон «О космической деятельности», Федеральная космическая программа и другие акты и программы реализуются в этом же русле. Созданные в стране органы, включая ФОИВ «Роскосмос» (1992), а после его ликвидации и вместо него госкорпорация «Роскосмос» (2015), продолжают управлять космической деятельностью страны как космической отраслью, которую при этом постоянно спасают и для этого непрерывно реформируют.

Адекватный образ будущего

В России первые инициативы создания Совета по космосу были в 1992-м, при разработке проекта первого закона «О космической деятельности». Но не сложилось. Были и другие безуспешные попытки. Относительно свежие – в 2018–2019 годах: Роскосмос и РАН выступили с инициативой разработать предложения по созданию Совета по космосу при президенте России с функциями определения стратегии развития космической отрасли. Однако воз и ныне там. Почему не получается, что мешает? Национальные особенности, плохая наследственность, хроническое отставание в общем и институциональном развитии? Почему эта идея до сих пор не может «пробить» кремлевские стены?

Одна из основных причин: низкий приоритет исследований и освоения космоса в России, зацикленность на отраслевом уровне космической деятельности и госмонополизм Роскосмоса как госкорпорации. Эта госкорпорация имеет свои приоритеты, ограничения и логику развития, не заинтересована в общенациональном развитии космической деятельности России и не способна работать в такой парадигме. И дело вовсе не в особенностях персоналий, управляющих госкорпорацией или космическими советами и комиссиями, другими космическими институтами страны, статус и реальное влияние которых продолжают снижаться.

Россия не имеет общенациональной «космической головы», настоящего общенационального космического лидера, адекватного образа космического будущего страны (а не будущего космической отрасли!) и политической воли для его создания и достижения. В стране не созданы условия и стимулы для активного развития космической деятельности всех акторов в целях реализации космического потенциала граждан, организаций, всего нашего общества в национальных интересах и для эффективного международного сотрудничества.

России необходимо определить достойное место исследованиям и освоению космоса в общей стратегии развития страны и модели будущего, совершить переход к новой, общенациональной модели управления всей сферой космической деятельности. Именно и только президент РФ может и должен стать и выступить главным актором этого процесса, возглавить его. Инструментом такой трансформации космической деятельности и дальнейшего эффективного управления этой сферой должен стать Совет по космосу при президенте РФ.

Это решение назрело, особенно для общенациональной космической мобилизации, коррекции стратегии космической деятельности, системы управления ею в целях реализации потенциала развития России и адекватного ответа в связи с новым вызовом США в космической политике, международном праве и реальной деятельности.

Создание «резервного» человечества

100 лет назад, в годы революций, войн и пандемии испанки, Константин Эдуардович Циолковский в повести «Вне Земли» призывал осваивать космос для спасения, выживания и развития человека и человечества в случае катастроф на Земле, предлагал идеи и технологии экспансии. Пандемия COVID-19 поставила перед человечеством вопрос: быть или не быть? Его решение зависит от понимания сущности человека и проблем эволюции общества, природы, техники.

Парадоксально, но в современном международном праве, созданном и развивающемся под эгидой ООН в парадигме прав человека, национальной и международной безопасности, устойчивого развития, нет необходимых основ, актов, норм, посвященных сохранению Homo sapiens как вида. Мы защищаем, охраняем на Земле тысячи видов живых существ, биоразнообразие, объекты природного и культурного наследия. Но абсолютно забыли сформулировать и принять в качестве высшего приоритета сохранение человека вида Homo sapiens как уникального живого существа и основу человечества в парадигме выживания. А ведь это чрезвычайно важно в XXI веке, в нарастающем потоке глобальных рисков пандемий, других природных и антропогенных катастроф.

Модель, правила и практика современного права имеют большую дыру в приоритетах, целях и механизмах регулирования. Это не позволяет эффективно управлять развитием общества, обеспечением безопасности в контексте глобальных вызовов. В эту эпоху общепланетарного кризиса необходима новая стратегия освоения космоса в парадигме «единого человечества» – для выживания и развития человека вида Homo sapiens, становления нас как новой космической цивилизации.

Следует дополнить «правила игры», зафиксированные в документах ООН, в том числе и акты космического права, приоритетом сохранения вида Homo sapiens и человечества на Земле и в космосе, конкретными направлениями и целями. Среди этих целей в том числе – создание «космического» человека и автономной популяции «резервного» человечества вне Земли, в космических поселениях на околоземной орбите, на Луне; создание и хранение генетического банка человека и человечества на Земле и вне Земли для воспроизводства в случае глобальной катастрофы.

С учетом уроков нынешней пандемии и приоритета сохранения Homo sapiens, новых рисков, сценариев и технологий трансформации и деятельности человека и общества на Земле и в космосе предстоит сформулировать новый социальный заказ в национальном и общемировом масштабах для освоения космоса в балансе с решением проблем на Земле. n

Статья подготовлена по материалам выступления на дистанционном заседании Московского космического клуба 6 августа 2020 года.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Владимир Мухин

До начала мирных переговоров партнеры Украины желают выполнить несколько специфических задач

0
1341
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
1551
Прошедший год, возможно, стал поворотным моментом в истории космонавтики

Прошедший год, возможно, стал поворотным моментом в истории космонавтики

Валерий Агеев

Орбитальная навигация – 2025

0
1781
В Киеве от прихода Трампа ожидают "шока и трепета"

В Киеве от прихода Трампа ожидают "шока и трепета"

Наталья Приходко

Украинские политики, возможно, готовятся к большим переговорам по вероятной заморозке конфликта

0
2493

Другие новости