99-летний бразильский ветеран Второй мировой войны Эрмандо Армелино Пивета сумел победить и в борьбе с COVID-19. Фото Reuters
Население мира стареет, что отражается в увеличении числа людей 100-летнего возраста. То есть кто родился задолго до появления антибиотиков, не говоря уже о противовирусных препаратах. Что же определяет их устойчивость к сердечным, нейродегенеративным и онкологическим заболеваниям? Одна из гипотез связывает достижения долгожителей с белковым комплексом ТОР, или таргет-мишенью рапамицина (антибиотика, найденного на острове Пасхи-Рапануи, откуда его название). Другая «возлагает ответственность» на содержащиеся в черном винограде сиртуины. Их название идет от гена SIRT (Silent Information Regulator of Transcription), также сдерживающего клеточное старение и поддерживающего жизнеспособность стволовых клеток органов и тканей. SIRT, в частности, сдерживает развитие диабета и сердечных заболеваний, болезней Альцгеймера и Паркинсона, определяет пластичность обменных процессов в печени, предупреждая гипергликемию, и блокирует старение.
Примером сохранения стволовых клеток является заживление кожных ран и в глубокой старости, механизм которого изучали в университете калифорнийского г. Ирвин. Ученые определяли РНК-профиль в отдельных клетках, что позволило идентифицировать гены, активирующиеся в процессе заживления ран на коже. Исследователи отмечают, что ранение индуцирует клеточную пластичность, сопровождающуюся последовательным включением генов. Это, в частности, ведет к изменению метилирования ДНК, то есть присоединения к ней метильных групп – СН3. Последние обычно препятствуют транскрипции, что и понятно, поскольку гены не могут постоянно пребывать в активном состоянии.
Однако авторы обзора в журнале Nature уже не удовлетворены разрешением одноклеточного профилирования РНК. Они предлагают обратить внимание на два новых метода, использующих антитела с небольшими цепочками РНК в виде клеточных штрихкодов. Использование штрихкодов еще больше уточнит данные клеточного атласа. Цель – создание всеобъемлющих карт всех 37 трлн клеток человеческого тела.
Сотрудники Калифорнийского университета в г. Риверсайд и Института медицинских открытий в г. Ла-Джолла показали, что белковый комплекс коронавируса участвует в модификации вирусной РНК. Он делает ее похожей на человеческую РНК, что позволяет вирусу «уходить» от иммунной атаки. На сегодня получены также структуры и других вирусных протеинов с различными функциями, и это позволяет надеяться на успешную разработку эффективных лекарств.
Появление нового коронавируса не было бы столь опасным, если бы не его высокая смертность в когорте пожилых людей. Но женщина, дожившая до 114 лет, вряд ли, как полагают специалисты Института в Ла-Джолле, станет его жертвой. Ее устойчивость к различным патогенам, по мнению исследователей, связана с уникальным состоянием клеток, которые и в таком возрасте можно репрограммировать и практически обнулить их возраст. Речь идет о получении из В-лимфоцитов крови, которые синтезируют защитные белковые антитела, индуцированных плюрипотентных клеток (iPS – induced Pluripotent Stem cells). Последние по своим свойствам и способности давать различные клетки организма похожи на эмбриональные стволовые.
Следует напомнить, что хромосомы клеток зародыша имеют теломеры – концевые участки хромосом – восстановленной длины (ДНК теломер сокращает свою длину с каждым делением клетки). В качестве контроля в Ла-Джолле были взяты клетки 43-летней женщины и 8-летнего мальчика, страдающего прогерией (преждевременным старением). Исследование показало, что у суперсентенариана (supercentenarian – так называют людей, перешагнувших 110-летний рубеж), клетки «перезагружаются» реже. Тем не менее и в таком возрасте клетки мышц у пожилой женщины стареют медленнее, чем у 43-летней. n
комментарии(0)