Канонический портрет аль-Фараби. Источник: elibrary.kaznu.kz |
Многогранный гений аль-Фараби
Международная научная конференция на тему «Наследие аль-Фараби», организованная Международным центром аль-Фараби при Казахском национальном университете им. аль-Фараби, состоялась в онлайн-режиме 14-15 мая 2020 года. В форуме приняли участие учёные КазНУ, Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, фарабиеведы из стран ближнего и дальнего зарубежья (СНГ, Финляндия, Турция, Индия, Греция, США и др.). В своих выступлениях эксперты отметили значение научного наследия аль-Фараби для сближения и диалога цивилизаций и различных культур, актуальность его философских воззрений в современных условиях, когда мы говорим о демократическом гражданском обществе.
Фарабиевед Джакипбек Алтаев. |
Учение великого мыслителя давно оценено как на Востоке, так и на Западе. Достаточно сказать, что переводы его трудов на латынь и иврит в средневековой Европе известны с XII-XIII веков. Аль-Фараби оставил после себя богатое научное и духовное наследие — порядка 200 трактатов. Наиболее известны его труды «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга музыки». Именно последняя принесла ему известность на Западе, особенно когда в 1930-1932 гг. в Париже был опубликован перевод д‘Эрланже на французский язык «Большой книги…».
Аль-Фараби является одним из основоположников восточного перипатетизма (от др.-греч. περι-πατέω — ходить кругом; так первоначально называли учение Аристотеля из-за его привычки вести философские занятия во время прогулок). Восточный мудрец, опираясь на труды Аристотеля, разработал оригинальную средневековую мусульманскую философию, по праву получив прозвище «Второй учитель человечества» (после Аристотеля). Известно, что копии рукописных трактатов аль-Фараби ныне хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. В 1990 году американская обсерватория назвала именем мыслителя один из открытых астероидов. На специализированном астрономическом сайте указано: «Астероид № 7057 назван Al-Farabi в честь выдающегося философа, учёного и музыкального теоретика».
«… А про него мы мало знаем»
Увековечиванию памяти аль-Фараби на казахстанской земле мы обязаны таджикскому исследователю Бабаджану Гафурову и казахскому учёному, специалисту горно-рудного дела Акжану Машанову (в современной транскрипции — аль-Машани), который в 1950-е годы первым обратил внимание на то, что энциклопедическое наследие средневекового мыслителя практически не изучено в Советском Союзе. Хотя интерес к наследию аль-Фараби в первой половине ХХ века возрос с выходом книги немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», статей и книг востоковеда Василия Бартольда, музыковедов Арнольда Шеринга и Генри Фармера, и др.
Первое письмо о необходимости создать новое направление в науке - фарабиеведение. Источник: elibrary.kaznu.kz |
По мнению доктора философских наук Агына Касымжанова, Машанов воспринял учение аль-Фараби как олицетворение глубинных корней казахской культуры, духовно-нравственного её содержания, тюркских и исламских истоков. В архиве сохранилось письмо Машанова к президенту Академии наук Казахской ССР Канышу Сатпаеву, в котором он обосновал необходимость приступить к фарабиеведческим исследованиям в Казахстане, отметив: «Великий аль-Фараби — наш земляк, а про него мы мало знаем…»
По тем временам (1960 год) письмо Акжана Машанова было сродни разорвавшейся бомбе. Рядовой учёный позволил критиковать советский научный потенциал и даже хвалить «загнивающий Запад». В частности, Машанов писал: «Как известно, величайший учёный аль-Фараби является уроженцем Казахстана: родился он в Отраре (между Туркестаном и Арысом), который по-арабски называлось Фараб (отсюда и аль-Фараби). Однако, к сожалению, мы не смогли найти в СССР ни одной его подлинной работы. После длительных поисков на днях нам удалось получить по межбиблиотечному абонементу три книги из Лейдена (Голландия). Две из них — собственные труды аль-Фараби на арабском языке. Обе эти книги сопровождены предисловием профессора Ф. Дитерици на немецком языке. Все эти книги имеют исключительно большую научную ценность. Необходимо перевести их на казахский и русский языки. Просим Вас дать указание о финансировании данной работы».
К чести академика Сатпаева, наличие проблемы было воспринято адекватно. «Согласен. Реализовать», — такова краткая резолюция президента Академии наук Казахской ССР, она и положила начало организации масштабного исследования наследия выдающегося мыслителя Востока. Следует назвать имена президента АН КазССР после Сатпаева Шахмардана Есенова, писателя Ануара Алимжанова, роман которого «Возвращение Учителя» был издан в Москве, Болатхана Тайжана, Мухтара Ауэзова, принявших активное участие в популяризации трудов аль-Фараби. В 1975 году в Москве, Багдаде, Алма-Ате прошли торжественные мероприятия в честь 1100-летия Учителя.
Год аль-Фараби
Сегодня казахстанцы и, прежде всего, молодёжь чтут своего великого далёкого предка. Казахский национальный университет гордится тем, что в 1991 году ему было присвоено имя Абу Наср аль-Фараби.
«С 1993 года в нашем университете функционирует Центр аль-Фараби (первый директор Агын Касымжанов), с 1997 года читается спецкурс о наследии аль-Фараби. В 2013 году мы его видоизменили, назвав «Аль-Фараби и современность», — рассказал профессор Алтаев. — Что интересно, спецкурс выбирают студенты естественных факультетов, хотя, казалось бы, мыслитель был философом, то есть гуманитарием. Но всё дело в том, что аль-Фараби был энциклопедистом, он очень много писал и о математике, и о физике, и о геологии, и о астрономии».
Оригинал книги аль-Фараби. Источник: elibrary.kaznu.kz |
И ещё один штрих к портрету учёного. Как мы уже говорили, в западном мире нашего героя именовали Alpharabius (Альфарабиус). Согласитесь, для европейского сообщества это имя ассоциировалось с первой буквой греческого алфавита — альфой. Или просто с чем-то первым в жизни. Вот так, Второй учитель человечества стал первым.
Отрадно, что в 2010 году под эгидой ЮНЕСКО состоялся Международный круглый стол «Аль-Фараби и европейский Ренессанс», по инициативе казахского дипломата, поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова, с участием учёных из двух десятков стран. С 2014 года в КазНУ им. аль-Фараби ежегодно весной проводятся Международные Фарабиевские чтения, «Фараби алеми» для студентов и молодых учёных и Олимпиада аль-Фараби для старшеклассников. В Университете внедряется научно-инновационный проект «Аль-Фараби университет Smart city», по инициативе ректора КазНУ академика Галымкаира Мутанова. По темам, связанным с наследием Фараби, защищаются магистерские и докторские диссертации. Научными руководителями приглашаются зарубежные фарабиеведы, реально воплощая принцип единства Запада и Востока.
Книги об аль-Фараби. |
«Молодёжь интересуется наследием аль-Фараби, это я с уверенностью могу сказать, поскольку читаю спецкурс для магистрантов. У нас в КазНУ им. аль-Фараби в текущем юбилейном году (университету исполнилось 85 лет) по инициативе ректора Галимкаира Мутанова переизданы многотомные труды аль-Фараби, книги фарабиеведов Агына Касымжанова и Бободжана Гафурова, новые исследования. При Центре аль-Фараби функционирует Научная библиотека, Музей Фараби, оборудованный новейшими IT-технологиями, где каждый студент получает исчерпывающую информацию о Фараби и фарабиеведах», — подытожил профессор КазНУ им. аль-Фараби Джакипбек Алтаев.
комментарии(0)