0
9733
Газета Наука и технологии Печатная версия

26.05.2020 18:01:00

История медицины. Как впервые в истории вернули человека после клинической смерти

«Вот как называется теперь это чудо – реаниматология…»

Наталья Ёхина

Об авторе: Ёхина Наталья Александровна – кандидат исторических наук, заместитель руководителя по культурно-просветительской работе санатория «Узкое» Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии. Очерк подготовлен на основе материалов и фотографий из архива В.А. Неговского, хранящегося в Научно-исследовательском институте общей реаниматологии им. В.А. Неговского НИИОР ФНКЦ РР.

Тэги: реанимация, реаниматология, медицина, история, клиническая смерть, добрин


8-14-1350.jpg
Валентин Черепанов, март 1944 года.
Владимиру Борисовичу Добрину (1906–1960), во время Великой Отечественной войны майору медицинской службы, ведущему хирургу медсанбата, в последующем профессору хирургии, принадлежат такие строки: «Говорят, на войне свыкаются со смертью… К врачам это не относится. А если врач свыкся – пусть он меняет профессию, ибо он перестает быть врачом». Они как нельзя лучше относятся к выдающемуся патофизиологу, основоположнику реаниматологии, академику Российской академии медицинских наук, создателю первого в мире Научно-исследовательского института общей реаниматологии Владимиру Александровичу Неговскому (1909–2003) – человеку, жизненный путь которого – путь великого, непрерывного противостояния врача и ученого смерти.

В рамках своего диссертационного исследования «Внутриартериальное переливание крови» (защита кандидатской состоялась во время войны), анализируя случаи практического применения нового метода переливания крови, В.Б. Добрин описал истории возвращения к жизни тяжело раненных солдат, обреченных на смерть. Главная из них – спасение гвардии рядового В.Д.  Черепанова. Переливание крови осуществлено 3 марта 1944 года научной бригадой, возглавляемой заведующим лабораторией экспериментальной физиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины им. А.М. Горького (ВИЭМ), доктором медицинских наук В.А. Неговским. В состав созданной Главным военно-санитарным управлением Красной армии и Наркомздравом СССР бригады входили научный сотрудник лаборатории Е.М. Смиренская, старший лейтенант медицинской службы Ю.П. Литвинова и гвардии старший лейтенант медицинской службы П.В. Козлов.

Это был первый в истории медицины случай восстановления жизненных функций организма после клинической смерти.

С фотографии на нас смотрит 20-летний солдат – улыбающееся открытое лицо лучится добротой и выражает уверенность, что впереди еще долгий жизненный путь… Но война с первых дней собирала свою кровавую жатву, унося миллионы жизней, – жизнь радиста отдельного батальона связи 5-го гвардейского стрелкового корпуса Валентина Черепанова оборвалась

8-14-2350.jpg
Черепанов за чтением книги после
реанимации.
3 марта 1944 года.

В этот день, через два часа после полученного в бою у населенного пункта Скуловичи (Витебский район) слепого осколочного ранения бедра, Черепанов в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь. Хирург незамедлительно приступил к операции, но все усилия были тщетны. Заключение гласило: «Смерть последовала от шока и острой кровопотери 3 марта 1944 года в 19 часов 41 минуту».

Спустя 3 минуты 30 секунд с момента констатации смерти бригада В.А. Неговского приступила к оживлению Черепанова: искусственное дыхание с применением специальных дыхательных мехов, позволявших вводить воздух непосредственно в легкие, и артериовенозное нагнетание крови. Через минуту была восстановлена работа сердца, а через три минуты появилось дыхание. По истечении часа у Валентина Черепанова появились первые признаки сознания, через сутки восстановилось зрение, и раненый мог читать.

8-14-5350.jpg
В.А. Неговский в окружении коллег,
сентябрь 1944 года.
Курс полного восстановления В.Д. Черепанов проходил уже в Москве, в клинике ВИЭМ. Однако последний осколок «покинул» его тело только через 21 год. И, как ни парадоксально, именно он через столько лет послужил причиной встречи Черепанова с выдающимся ученым, подарившим ему вторую жизнь, – Владимиром Александровичем Неговским.

В 1964 году инженер техснаба, отец двух прекрасных близнецов Миши и Люси, В.Д. Черепанов в очередной раз по делам приехал в г. Горький (Нижний Новгород). Он медленно, прихрамывая, шел по улице – осколок постоянно напоминал о себе, – и его взгляд невольно упал на афишу. Увиденное заставило остановиться: «Вот как называется теперь это чудо – реаниматология», – воскликнул про себя Валентин Дмитриевич, прочитав объявление о лекции «профессора из Москвы В.А. Неговского об оживлении организма». Приехав в Медицинский институт, Черепанов, скрывая охватившее его волнение, переступил порог аудитории, где проходила лекция. Именно там он услышал и историю солдата, внесшего «поправку в извечную истину о том, что двум смертям не бывать, а одной не миновать».

8-14-3350.jpg
В.А. Неговский, сентябрь 1944 года.
Тогда, в марте 1944 года, Неговский на обороте фотографии, подаренной Черепанову, написал: «Ты просишь, Валя, чтобы я назвал тех, кто помог тебе остаться на земле? Выполняю твою просьбу: врачи Смиренская, Литвинова, Евстратов, Дембровская, фельдшер Козлов, медсестры Нина Петелина, Катя Носова, Валя Вохмякова». Себя скромный по жизни великий ученый даже не упомянул.

21 год спустя, процитировав В.А. Неговскому эти строки, Валентин Черепанов констатировал, что в списке был пропущен один человек, которого он, к счастью, теперь нашел, но с которым все эти годы мечтает встретиться его мать. Эта долгожданная встреча состоялась в тот же день…

За четыре месяца работы в полевых госпиталях и медсанбатах, часто под артиллерийским обстрелом, научные сотрудники группы Неговского 51 раз применяли свой метод восстановления жизненных функций организма после клинической смерти, спасая бойцов и офицеров, получивших тяжелые ранения в область грудной клетки, брюшную полость или конечности. В 12 случаях раненых удалось вернуть к жизни.

Важнейшим итогом этой работы стало приобретение бесценного опыта. Как подчеркивал сам Владимир Александрович, разработанный метод был прост, вполне доступен любому врачу и мог применяться в каждом госпитале и медсанбате. Аппаратура портативна и несложна в использовании. Научными сотрудниками группы были выработаны основные показания для применения означенного метода.

8-14-4350.jpg
В.А. Неговский в рабочем кабинете, 1958.
В том же 1943 году вышла книга В.А. Неговского «Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или в периоде клинической смерти» – ее полный перевод был представлен в восьми выпусках журнала American Review of Soviet Medicine (1945–1946). В 1945-м увидела свет вторая монография Неговского (создана на базе защищенной в 1943 году докторской диссертации) – «Опыт терапии состояний агонии и клинической смерти в войсковом районе».

В 1945 году указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания правительства по лечению больных бойцов и командиров Владимир Александрович Неговский был награжден орденом Красной Звезды. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
768
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
541
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
694
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
194

Другие новости