Иллюстрация Pixabay.com
Принстон, что неподалеку от Филадельфии, славен не только тем, что там пытался создать единую теорию поля Альберт Эйнштейн, предсказавший существование гравитационных волн пространства-времени за век до их реальной регистрации. Есть в университете известная специалистам Принстонская беби-лаборатория, в которой исследуются механизмы обретения детьми языка и понимания окружающего мира, развития детского мозга и умения играть со взрослыми. Недавно из лаборатории пришло сообщение о завершении программы исследования реальной коммуникации детишек со взрослыми, по ходу осуществления которой они вдруг оказываются «на одной волне» общения.
Известно, что нейронная синхронизация, сопряжение (coupling), имеет большое значение для социализации и обучения, особенно языкового. Но раньше речь шла о взрослых, мозг которых сканировали с помощью функционального МРТ (фМРТ). В Принстоне же для этого использовали новый метод околоинфракрасной спектроскопии (NIRS – Near InfraRed Spectriscopy). Дело в том, что инфракрасные лучи способны глубоко проникать в мозг. К исследованиям были привлечены 42 ребенка возрастом от 9 до 15 месяцев, у 18 из них были получены надежные результаты.
В одних случаях взрослый пять минут непосредственно общался с ребенком, играя, исполняя песенки и читая книжку, в других – разговаривал с другим исследователем в присутствии ребенка, игравшего с родителем. На головах ребенка и взрослого были надеты шлемы с 57 электродными датчиками, регистрировавшими активность участков коры, отвечающих за язык и его восприятие, обработку информации, возможность предсказаний.
Анализ полученных данных показал, что если играющие с ребенком и читающие ему книжку общались с ним лицом к лицу, то происходила синхронизация их мозговых волн, исчезавшая, когда взрослый отворачивался от своего визави. «Синхрон» при этом затрагивал предлобную, или префронтальную, кору (PFC – PreFrontal Cortex), нейроны которой отвечают за высокого уровня понимание окружающего мира и смысла читаемого, обучение и планирование.
Сюрпризом оказалось то, что детский мозг оказывался «ведущим» (leading), опережая на несколько секунд взрослый в решении того, какую игрушку взять или какое слово сказать. Создавалось впечатление, что между ребенком и взрослым возникала обратная связь, в результате чего оба мозга осуществляли совместный зрительный контакт и обращение внимания на игрушку.
Ученые полагают, что им удалось выявить взаимное влияние мозга взрослого и ребенка друг на друга. Открытие имеет большое значение для диагностики аутизма, при нарушении контакта между родителями или воспитателем и ребенком, а также при школьном и других формах детского обучения.
Известно, что в мозге существуют так называемые зеркальные нейроны. Они возбуждаются у животных или человека, которые видят действие другого. Эти нейроны разбросаны в коре и подкорковых структурах, таких как миндалина – слабо структурированное образование в полюсе височной доли. Ее клетки генерируют эмоцию страха, а посылаемые ими отростки идут в различные участки коры – ту же самую PFC и эмоциональную, а также подкорковые образования, например в зрительный бугор-таламус и прилежащее ядро (NA – Nucleus Accumbens).
Итальянцы, открывшие зеркальные нейроны, полагают, что у женщин таких нейронов больше, поэтому они более склонны сочувствовать. Они согласны, что аутизм у детей связан с повреждением нейронных связей и что мамам аутистов «следует много разговаривать с ребенком, прикасаясь к нему… Это будет развивать… моторные и эмоциональные навыки».
Вряд ли словами и прикосновениями можно вылечить аутизм, к которому приводят мутации как минимум 102 генов с разными функциями. Впрочем, никто не будет отрицать выявленный в Принстоне факт того, что мать и дитя оказываются «на одной волне».
комментарии(0)