0
5500
Газета Наука Печатная версия

12.05.2020 18:06:00

Техническая реальноcть заставляет японцев менять законы

В Стране восходящего солнца растет число инцидентов связанных с беспилотными летательными аппаратами

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Тэги: япония, техника, технологии, бпла, бла, дрон


япония, техника, технологии, бпла, бла, дрон В Японии местные органы власти всех уровней надеются, что возможности БЛА помогут им в решении многих региональных проблем. Иллюстрация с сайта www.kansai.meti.go.jp

Правительство Японии планирует ввести лицензии на право эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БЛА), сообщает газета «Йомиури Симбун». Законодательно ввести их в практику предполагается в 2022 году.

Необходимость подобной лицензии и ряда других документов, регулирующих использование БЛА, потребовалась в связи с ростом числа инцидентов при быстро расширяющемся их применении на практике. По данным правительства, число аварий с БЛА увеличилось с 55 в 2016 финансовом году до 79 в 2018 году. При этом, как отмечалось в СМИ, операторы БЛА нарушали положения закона «О гражданской авиации». Целью лицензирования также ставится повышение знаний и навыков пилотов по использованию новейших систем обеспечения безопасности полетов.

Базовая политика по использованию БЛА уже разрабатывается в Японии специальным государственно-частным советом. Это послужит основой ряда изменений в законе «О гражданской авиации», которые планируется внести на сессию парламента следующего года.

Для выдачи лицензии намечается установить квалификационный возраст с 18 лет и старше на определенный срок. Предполагается проведение академических и практических проверок и тестов на знание и умение безопасно управлять БЛА. Для этого намечается формирование групп экзаменаторов в составе специалистов из правительственных органов и преподавателей учебных заведений, готовящих пилотов гражданской авиации.

Лицензия будет давать право на управление полетами БЛА без визуального наблюдения над аппаратом с целью доставки грузов в городских районах, осмотра мостов, зданий, дорог и патрулирования в больших регионах и для ряда других задач. Нарушителей полетных правил и положений законов планируется наказывать административными штрафами, а также аннулированием или приостановлением действия лицензий. Это во многом схоже с получением прав на управление легкими самолетами. Возможны и категории лицензий по характеру работ с использованием БЛА.

В японских средствах СМИ отмечается, что многие моменты пока еще не отработаны. В частности, нет даже общепринятой терминологии. БЛА называют беспилотниками, коптерами, дронами – без разбивки на классы или хотя бы по весу. Они определяются как «воздушный транспорт нового поколения», а сам процесс рассматривается как «революция воздушной мобильности». В перспективе обсуждаются и возможные варианты с пилотом на борту, типа воздушного такси.

Можно отметить, что в Японии уже сейчас большую активность по внедрению «транспорта нового поколения» проявляют власти и деловые круги. Так, представители малых и средних компаний экономического региона Кансай (центр в префектуре Осака), на который приходится до 22% ВВП Японии, провели встречу, на которой поделились своими технологиями по производству БЛА и перспектив возможного их применения. На встрече достигнута договоренность о проведении ряда экспериментов на искусственных насыпных островах в Осакском заливе. Был также представлен концептуальный проект летательного аппарата под названием «HyDrone». Название – комбинация слов «водород» (лат. – hydrogenium) и «беспилотник» (drone). Прогнозируется взрывное развитие БЛА всех видов как основного средства городского и межрегионального транспорта.

Поэтому большое внимание проекту HyDrone уделяют малые и средние фирмы региона Кансай. В рамках проекта они планируют разработать машину с шестью пропеллерами, которая сможет непрерывно летать более часа. Ее демонстрационный полет намечается провести на запланированной Всемирной выставке 2025 года в Осаке.

Во многих префектурах Японии небольшие БЛА уже используются. Так, администрация префектуры Хёго имеет и активно задействует около 30 БЛА. Они пилотируются подготовленными штатными сотрудниками. С помощью БЛА осуществляется контроль над ходом строительных работ. БЛА были незаменимы при организации мероприятий после стихийных бедствий.

В рекламном ролике Министерства экономики, торговли и промышленности показаны сцены повседневной жизни в будущем обществе. Один из сюжетов – оказание медицинской помощи в удаленном районе. Этот процесс включает медицинский осмотр с помощью современных средств связи, доставку дроном экстренно необходимых лекарств и эвакуацию больного в стационар, при улучшении погоды, правда, пилотируемым вертолетом.

Местные органы власти всех уровней надеются, что мобильность и многогранность возможностей БЛА помогут им обеспечить решение многих региональных проблем, стимулировать региональную экономику, в первую очередь способствовать развитию туризма и решить проблему занятости. Пока, что важно для Японии, уже расширяется их сфера использования для материально-технического обеспечения при частых в регионе стихийных катаклизмах.

В недалекой перспективе руководители японских мегаполисов ожидают развития БЛА в заметную составляющую структуры городского транспорта. Губернатор Токио Юрико Койке при посещении выставки-проекта «Летающие такси» американской автомобильной диспетчерской компании Uber Technologies Inc. сказала, что видит в них «будущее городского транспорта».

Развитие БЛА после появления их первых серийных образцов менее 10 лет назад шло быстрыми темпами благодаря растущему общественному спросу. БЛА постепенно расширяют сферу применения техники в воздушном пространстве, а это ведет к росту спроса на них от практиков. Потенциально – даже к созданию новой отрасли авиационной промышленности.

В СМИ Японии публикуются сообщения о задействовании БЛА в отраслях промышленности, например на предприятиях нефтехимии. Прошло уже около полувека с тех пор, как большинство заводов этой отрасли вступили в строй и обеспечили быстрый экономический рост страны. Ветераны-рабочие из беби-бумеров, которые до сих пор поддерживали стабильное функционирование таких предприятий, уходят на пенсию. Но многие заводы отрасли продолжают работать при небольших модернизациях, исходя из новых повышенных требований безопасности и появления передовых технологий. Для их сохранения перспективным считается использование технологий, основанных на сочетании искусственного интеллекта (ИИ) и БЛА.

Важные для стабильной и безаварийной работы установок данные о температуре, вибрациях и других параметрах работы агрегатов регистрируются датчиками, установленными в труднодоступных местах объектов, где визуальный контроль затруднен, а в постоянном контроле необходимости нет. В таких случаях оказывается проще и дешевле использовать БЛА. Информация с датчиков собирается ими и передается в центры обработки данных.

Токийская компания Blue innovation Co. продемонстрировала дрон, который имеет сферическую внешнюю защитную клетку диаметром 40 см. Аппарат рассчитан на полеты в закрытых пространствах, например – в промышленных котлах, резервуарах и дымовых трубах. Он может отбирать пробы атмосферы, замерять температуру и т.п. Компанией создана платформа для удаленного управления и централизованного контроля одновременно несколькими дронами. Весьма сложно обеспечивать полеты в условиях, когда прохождение сигналов GPS затруднено, полет проходит в зонах, где установлено оборудование и мало свободного пространства. Дроны компании обеспечивают полеты в таких условиях благодаря своей уникальной самостоятельной системе управления со своими датчиками. Получаемые с них данные обрабатываются и используются для создания 3D-модели объекта.

Системы ИИ анализируют данные с целью обнаружения тревожных отклонений, грозящих безопасности. Уже создана новая служба обнаружения коррозии в трубопроводах по анализу шума и скорости потока в них. Есть даже компьютерный комплекс «цифровой близнец», который сравнивает данные реальной установки с данными виртуальной установки и определяет необходимость технического обслуживания оборудования.

Ожидается, что сфера применения БЛА, которые уже используются на сталелитейных заводах, верфях и электростанциях, расширится после вступления в силу правил безопасной эксплуатации БЛА внутри заводов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украина подготовила резерв из 14 бригад, но им не хватает бронетехники

Украина подготовила резерв из 14 бригад, но им не хватает бронетехники

Владимир Мухин

Перейдя к стратегическому отступлению на восточном фронте, ВСУ активизируют удары дронами вглубь России

0
5709
Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Наталья Приходко

За ней, как за зерновым соглашением, также могут стоять интересы Турции

0
3825
Спор о хиджабе некстати разгорелся накануне Дня народного единства

Спор о хиджабе некстати разгорелся накануне Дня народного единства

Милена Фаустова

Представители ислама предложили носить косынку вообще всем школьницам России

0
4631
Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.10.24

0
4389

Другие новости