Момент спуска лунохода с борта «Чанъэ-4» на поверхность естественного спутника Земли. Фото с сайта cnsa.gov.cn
3 января китайский беспилотный аппарат «Чанъэ-4» мягко сел на обратной стороне Луны. Это первая космическая станция, прилунившаяся на малоизученную территорию земного спутника. «Чанъэ-4» высадился в бассейне Эйткена в районе Южного полюса спутника Земли, являющегося крупнейшим из ударных кратеров в Солнечной системе. На борту находился луноход, предназначенный для проведения исследований и экспериментов.
Надо отметить, что в полярных областях Луны с очень большой вероятностью имеется вода в виде льда. В перспективе это может стать одним из главных факторов создания здесь постоянно действующих обитаемых лунных баз. Не случайно важная часть миссии китайской экспедиции – проверить, возможно ли создать в космическом аппарате замкнутую экосистему. С этой целью в герметичном контейнере «Чанъэ-4» отправлены яйца шелкопряда, семена картофеля и резуховидки Таля (растения семейства капустных). Ученые надеются проверить, смогут ли личинки вырабатывать углекислый газ, а растения – преобразовывать его в кислород с помощью фотосинтеза. А уже 15 января семена хлопчатника дали первые всходы, сообщали китайские СМИ.
Таким образом, Китай планомерно продолжает реализацию своей лунной программы, официально утвержденной в 2004 году, – это «Программа Чанъэ», названная в честь китайской богини Луны. Миссия китайского лунохода «Чанъэ-4» уникальна еще и в силу того, что аппарат не сможет напрямую обмениваться радиосигналами с Землей. Все общение происходит через ранее выведенный на орбиту Луны ретрансляционный спутник «Цюэцяо». Он уже прислал на Землю первые фотографии с обратной стороны естественного спутника Земли.
Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской АМС «Луна-3» 7 октября 1959 года. В 1968 году американские астронавты пролетали над обратной стороной Луны на борту космического корабля «Аполлон-8». В последние годы российская лунная программа находится в турбулентном состоянии – ее то всенародно обнародуют, то не менее всенародно закрывают. Один из главных принципов российской лунной программы – ее принципиальное отличие от соответствующей американской программы. «Мы не можем повторять то, что делают американцы, и не можем быть на вторых ролях. То есть Академия наук должна предложить Роскосмосу вариант, при котором лунная программа обеспечит России отдельную роль по транспортной системе и работе на поверхности в рамках научной станции», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.
Китайцы же почти не скрывают, что во многом копируют и повторяют опыт советской лунной программы. Сегодня нам остается удовлетвориться только тем, что российский «Росатом» создал один из важных элементов китайской миссии – тепловые блоки. Запуск трех автоматических станций к Луне – «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27» – уже неоднократно переносился. Велика вероятность, что и в 2020 году эту российскую программу постигнет та же участь.
комментарии(0)