0
11191
Газета Наука Печатная версия

24.12.2019 19:17:00

Монгольфьеры, аэропланы, Рождество и Новый год

Почтовые карточки рассказали, как воздухоплавание и авиация потеряли свою сказочность, став просто транспортным средством

Елена Желтова

Об авторе: Елена Леонидовна Желтова – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Тэги: история, культура, праздник, рождество, новый год, транспорт, технологии


история, культура, праздник, рождество, новый год, транспорт, технологии Аэропланы Санта-Клауса на открытках Джона Винча напоминают бипланы Фармана, Вуазена и при этом доносят нереальность этих первых в истории крылатых машин без фюзеляжей. Почтовая открытка, 1913 год

Если бы легенда о летящем на оленьей упряжке с мешком подарков Санта-Клаусе стала популярным рождественским преданием в начале XIX века, то очень вероятно, что кто-нибудь из художников-иллюстраторов детских книг, из первых рисовальщиков почтовых конвертов (не открыток еще! ), какой-нибудь Уильям Мюльреди, пересадил бы Санта-Клауса с оленей на монгольфьер.

От Наполеона до Санта-Клауса

Действительно, изобретенные в 1783 году во Франции братьями Монгольфье воздушные шары в начале XIX века были невероятно популярны. Шары с аэронавтами запускались в европейских городах по множеству поводов.

Наполеон, вступив в 1804 году на императорский престол, ввел обычай отмечать особенно торжественные события запуском воздушного шара. Он даже создал специальную придворную должность – «аэронавт официальных мероприятий».

Восхищаясь полетами изысканно декорированных шаров и подражая вкусу французского императора, европейская аристократия и люди более низких слоев общества охотно приобретали вещи с изображением монгольфьеров. Уловив желание публики, изготовители ювелирных украшений, часов, мебели, посуды, табакерок, футляров для спичек, игольниц, обоев, статуэток, вееров стали выпускать продукцию с сюжетами о полетах воздушных шаров. Но до рождественских открыток и украшений в те годы дело не дошло и не могло дойти.

Известная нам сегодня европейская традиция рождественских подарков и поздравлений сложилась лишь во второй половине XIX века. Первая рождественская открытка в количестве около 1000 экземпляров была изготовлена в Великобритании в 1843 году. А массовый выпуск рождественских открыток был налажен лишь в 1873 и 1874 годах, когда почтовые услуги стали доступны среднему европейцу.

В начале XIX века не было и Санта-Клауса. Он впервые появился в детском стихотворении «Визит святого Николая» (более известном под названием «Ночь перед Рождеством»), анонимно опубликованном 23 декабря 1823 года в газете небольшого городка Трой в штате Нью-Йорк, США. В 1844 году авторство признал профессор восточной и греческой литературы Клемент Кларк Мур. Он собрал воедино многие элементы европейских легенд, фольклорных персонажей и божеств и создал веселую сказочную историю о Санта-Клаусе. Само имя Санта-Клаус было образовано от датского произношения «святой Николай».

Святой Николай был популярен в Европе и, по преданию, в свой день рождения, отмечаемый 6 декабря, дарил детям подарки. В стихотворении Мура Санта-Клаус, хотя и зовется святым Николаем, уже на него не похож. По виду он добрый и забавный старичок-эльф с белой как снег бородой, с курительной трубкой во рту. Санта-Клаус разъезжает с мешком подарков на саночках с летающими оленями, а когда он смеется, то его животик трясется, «словно плошка, полная желе».

В последующие несколько лет после первой публикации стихотворение стало очень популярно, много раз переиздавалось и было переведено на другие европейские языки.

В 1863–1864 годах родившийся в Германии известный карикатурист Томас Наст дополняет образ Санта-Клауса. Теперь он – добродушный старик в красном костюмчике и черных сапогах. Но персонажем рождественских празднований в эти годы Санта-Клаус не стал – Рождество все еще оставалось религиозным праздником с соответствующими символическими изображениями.

17-15-4350.jpg
Показательные полеты первых аэропланов
производили на публику потрясающее
впечатление. В воздухе – аэроплан Фармана.
Почтовая открытка начала XX века
Культурное воображаемое

А тем временем воздушные шары, как никакой другой вид техники, вносили вклад в секуляризацию европейской культуры. В 1864 году во Франции было создано общество «содействия передвижению в воздухе», куда вошли многие знаменитые писатели: Виктор Гюго, Александр Дюма-сын, Александр Дюма-отец, Жюль Верн, Жорж Санд. Их произведения и высказывания о полете на воздушных шарах и о перспективах создания крылатой машины имели большой резонанс, меняя сознание общества.

Так, Виктор Гюго писал о том, что воздушные шары отменили запрет богов на полет человека. А по мотивам романа Жюля Верна «С Земли на Луну» («De la Terre a la Lune, Trajet direct en 97 heures 20 minutes», 1865) Жак Оффенбах написал оперу-феерию «Путешествие на Луну», премьера которой с успехом прошла 26 октября 1875 года в Париже и широко освещалась прессой.

Тем временем сами монгольфьеры становились символом грядущих социальных перемен. Осенью 1870 года в осажденном прусскими войсками Париже запускались шары, раскрашенные в цвета национального флага Франции. 7 октября 1870 года над улицей Монмартр поднялись три воздушных шара: желтый, белый и желто-красный. Виктор Гюго вспоминал, что, когда в воздух поднялся белый шар с тремя мужчинами, один из которых махал триколором, толпа воскликнула: «Да здравствует республика! » А один воздушный шар, который вынес из осажденного Парижа первые почтовые сообщения, был назван в честь самого Виктора Гюго.

В 1884 году совершает первый управляемый полет французский дирижабль La France. И следующий французский дирижабль будет иметь символическое для Франции название – La Republique («Республика»).

В начале 1890-х успешные полеты на планерах собственной конструкции демонстрирует немецкий воздухоплаватель Отто Лилиенталь. В 1894 создает свою крылатую машину известный изобретатель пулемета Хайрам Максим.

Так во второй половине XIX века полеты на летающих машинах становились и культурной реальностью, и частью «культурного воображаемого» европейского общества.

17-15-1350.jpg
Дед Мороз летит на дирижабле, высыпает
из мешка игрушки и подарки, а рядом
с дирижаблем порхает ангелочек с веточкой
вечнозеленого падуба – символа Рождества.
Почтовая открытка, конец XIX века, Россия
Но вернемся к Санта-Клаусу. Он наконец превращается в персонажа рождественских праздников. Это происходит после публикации в 1902 году книжки известного американского детского писателя Лаймена Френка Баума (автора сказки о волшебнике из страны Оз) под названием «Жизнь и приключения Санта-Клауса», которая сразу же стала популярной и в Европе. Тут, уже в художественной сказочной форме, появляются намеченные Муром история жизни Санта-Клауса, его внешний облик и рождественские предания, с ним связанные: Санта разъезжает на санях с упряжкой северных оленей, умеющих летать, он спускается на крышу каждого домика, где живут дети, и через печную трубу спускает подарки, а утром дети находят их в носочках и чулочках, развешанных около печки.

И в самом начале ХХ века, когда еще не было достоверно известно об успешных испытаниях аэроплана братьями Райт, изобретенного в 1903 году, на новогодних и рождественских открытках появляется Санта-Клаус, летящий на воздушном шаре. Он летит в корзине воздушного шара, увешанного рождественскими игрушками и конфетами (Германия, 1904), или стоит в корзине воздушного шара с елкой и мешком с подарками (США, 1907).

Авиационный модернизм

Тем временем энтузиасты воздухоплавания делали успехи в попытках создать аэроплан и дирижабль.

Уже в начале 1908 года французский авиатор и авиаконструктор Анри Фарман впервые исполнил круговой, с виражами, полет протяженностью в километр. А в августе 1908 года приехавший во Францию из США со своим бипланом Уилбур Райт продемонстрировал сенсационные для того времени продолжительные и виртуозные полеты, вызвав общеевропейский ажиотаж.

В том же августе 1908 года над кайзеровской Германией в демонстрационных целях летел огромный – 136 метров длиной! – дирижабль графа Цеппелина LZ4. Его полет, хотя и закончился катастрофой (уже пришвартованный к земле дирижабль внезапно загорелся), вызвал в Германии общенациональные подъем, ликование и невероятную популярность графа Цеппелина и его дирижаблей.

И тогда уже многие европейские издатели начинают выпускать рождественские открытки с изображениями аэропланов, воздушных шаров и дирижаблей. Среди них выделялся Джон О. Винч. Он создавал дорогие открытки, приглашал для их дизайна известных европейских художников, таких как Сэмюэль Шмакер.

В 1909–1913 годах в своем издательстве в Баварии Винч издал серию рождественских открыток с аэропланами, дирижаблями и воздушными шарами. На них мы видим наполненное рождественским сказочным настроением изображение Санта-Клауса на чудесных летающих аппаратах. Санта зависает над заснеженными домиками и флигелями европейских городков, подлетает к балкону, куда в ожидании рождественского чуда выбегают дети, или к окошку, к которому прильнули детишки.

Летающие аэропланы Санта-Клауса на открытках Винча напоминают бипланы Фармана, Вуазена, Райтов, доносят нереальность и воздушность этих первых в истории крылатых машин без фюзеляжей. На одной из открыток Санта-Клаус изображен на многокрылом (семь расположенных параллельно друг над другом крыльев по обе стороны сидящего с елкой и подарками Санта-Клауса) аэроплане, напоминающем многокрылую паровую летающую машину (1894) Хайрама Максима.

На открытках Винча чудесно выглядят и воздушные шары, и дирижабли, в гондолах которых с игрушками, подарками и наряженными елками Санта-Клаус подлетает к домикам и спускает подарки в печную трубу.

На открытках других издателей – другие рождественские сюжеты: снеговики, удивленно смотрящие на летящий биплан или дирижабль, фотоколлажи, когда на открытке на летящем биплане размещается фотография ребенка, которому адресовано поздравление. Иногда с дирижабля, на котором летит Санта-Клаус, смотрят ангелочки. На одной из открыток Санта-Клаус летит на дирижабле в снегопад и выбирает, куда бы ему приземлиться, глядя в подзорную трубу.

В России появляется рождественская открытка, где уже Дед Мороз летит на дирижабле, высыпает из мешка игрушки и подарки, а рядом с дирижаблем порхает ангел и машет веточкой вечнозеленого падуба с красными ягодками – традиционного символа Рождества. В России появлялись и рождественские открытки, на которых детишки летят на воздушном шаре или дирижабле.

17-15-5350.jpg
Карт-максимум с изображением советского
дирижабля. Набор из нескольких таких
филателистических сувениров предназначался
делегатам XVII съезда Всесоюзной
коммунистической партии (большевиков),
Москва, 26 января – 10 февраля 1934 года. 
Из коллекции А.А. Венгерова
На некоторых открытках с изображением Санта-Клауса, летящего на аэроплане, напечатаны рождественские поздравительные стишки. В них говорится и об аэропланах: «Санта на своем аэроплане прилетел» («Santa in his aeroplane has come») или «Санта покинул с оленями дом, / На аэроплане странствует он» («Santa left his reindeer home/ And in an airship now doth roam»).

На новогодних открытках известного издательства «Рафаэль Тук и сыновья» (серия выпущена в Германии) приход Нового года (с 1910 по 1913 год) знаменует летящий над заснеженным пейзажем цеппелин с цифрами наступающего года вдоль всего фюзеляжа. Тогда же в Германии появились елочные украшения, изображающие дирижабль, к которому прикреплены два белоснежных ангела, стоящих в серебристых гондолах с рождественскими елочками в руках, а на дирижабле выгравировано «Граф Цеппелин».

Так в начале ХХ века вариант модернизма, связанный с авиацией и воздухоплаванием, коснулся Рождества.

Романтизм суровой аэроэпохи

Но это были годы, когда и аэропланы, и дирижабли воспринимались в культуре не только как технические новшества. В представлении людей они были чудесны, мифологичны.

Летевший в 1908 году над Германской империей цеппелин LZ4 ассоциировался с гигантской рыбой, приплывшей с райских островов, или с воплощением мифологического верховного владыки. Аэропланы представлялись чудесным средством, способным унести человека к высшим мирам, ассоциировавшимся с божественным мироустройством. На рождественских открытках до начала Первой мировой войны воздушные шары, аэропланы и дирижабли проявляли свои мифотворческие качества: были чудесными средствами, доставлявшими Санта-Клауса из мира новогодней рождественской сказки, таинственными предвестниками еще не разгаданной наступающей аэроэпохи.

С началом войны романтический период авиации и воздухоплавания закончился. Аэропланы и дирижабли предстали перед глазами европейцев в качестве чудовищного оружия, несущего смертоносные бомбы. А после Первой мировой войны авиация потеряла свою сказочность, стала техникой, новым транспортным средством. И теперь уже в действительности Санта-Клаусы и Деды Морозы получили возможность летать на аэропланах. Но это была уже не история обогащения рождественских сказок образами чудесных летательных аппаратов, а история рождественских и новогодних авиашоу, авиаразвлечений.

В развлекательном ключе авиация и Рождество неразлучны и сегодня. Так, некоторые авиакомпании (Air Berlin, Air Canada) специально декорируют самолеты, летающие в канун Рождества, и устраивают шоу, когда при выезде самолета на взлетную полосу из люка над кабиной пилота машет рукой Санта-Клаус или после посадки из самолета выходит вереница Санта-Клаусов.

И тем не менее сказочные образы первых воздушных шаров-монгольфьеров, первых аэропланов и дирижаблей присутствуют в рождественских и новогодних праздниках и сегодня. И не только в виде елочных украшений. Точными репликами первых монгольфьеров был роскошно украшен московский ГУМ в канун Нового 2018 года. У центральной новогодней елки ГУМа были и дирижабли. А среди имитаций новогодних подарков, гирляндами развешанных с внутренней стороны парапетов по линиям 2-го и 3-го этажей, было немало бипланов.

Эти парившие под куполом ГУМа первые летающие машины несли с собой сказочное рождественское предчувствие чудесных перемен, которые – монгольфьеры в свое время, дирижабли и аэропланы в свое – они когда-то своим появлением привнесли в историю.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
2065
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
1053
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1249
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1157

Другие новости