Рост волос у голой иммунодефицитной мыши. Иллюстрация Physorg
В народе говорят, что, снявши голову, о волосах не плачут, однако более 60% мужчин и треть женщин испытывают душевный дискомфорт, теряя шевелюру. А сделать практически ничего нельзя, даже уплатив большие деньги за трансплантацию волосяных луковиц. Они в итоге подвергаются той же участи, что и те, что перестали «растить» волос.
В середине 1980-х появилась надежда в связи с открытием одного из первых генов, мутация которого приводит к развитию крысиной саркомы – rat sarcoma (Ras). Довольно быстро выяснилось, что мутантный ген подстегивает ферментный каскад, передающий сигнал в ядро, в котором активируется считывание генов синтеза ДНК. В норме клетке требуется серия улавливаемых белковыми рецепторами оболочки стимулов для перехода из покоящегося состояния к делению. Одним из них является HER, или рецептор эпидермального фактора роста человека, который после получения сигнала «объединяется» с родственным рецептором (EGFR – Epidermal Growth Factor Receptor). В этом году стало известно, что с помощью «отпечатанных» наночастиц удалось разорвать связь этих двух рецепторов.
Создан блокатор траметиниб (Mekinist), позволяющий стабилизировать ситуацию и «пробудить» протеин, являющийся охранителем генома и в случае стрессового состояния клетки включающий апоптоз – программу клеточной смерти. С помощью траметиниба сотрудникам Института биомедицинских исследований в Барселоне удалось «вычистить» у дрозофилы клетки с мутантным геном Ras.
Алексей Терских, работающий в Институте медицинских исследований в г. Ла-Джолла, еще в 2015 году успешно вырастил волосы у мышей, создав дермальный сосочек из индуцированных стволовых клеток человека (iPSC). В 2019 году он сообщил, что волосы удалось вырастить у голых мышей (с выключенной иммунной системой) из iPSC, помещенных в специально созданный саморазрушающийся (биодеградируемый) «каркас», сделанный из материала рассасывающихся нитей для хирургических швов.
За два дня до Терских сотрудники Колумбийского университета в Нью-Йорке опубликовали две статьи с описанием новых клеток волосяных фолликулов, которые авторы назвали «трихофаги», поскольку те по своим свойствам очень похожи на мечниковские макрофаги. Колумбийцы выяснили, что трихофаги синтезируют и выделяют онкостатин. Слово «статин» говорит о том, что белок поддерживает покоящееся состояние стволовых клеток волосяных мешочков, тем самым подавляя рост волос.
Вторая статья опубликована в журнале Nature, и в ней описывается биомиметический подход, имитирующий реальные условия роста волос. Для этого с помощью 3D-принтинга были созданы лунки с канальцами шириной не более 500 микрон (0,5 мм). В лунки помещали стволовые клетки добровольцев, которые сверху прикрывали кератиноцитами, или клетками рогового слоя кожи, синтезирующими роговое вещество кератин. И через три недели начался рост волос. По мнению авторов, ими открыт неиссякаемый источник «нововзращенных» волос, поэтому для них не проблема снабдить хирургов 2000 фолликулами с активным ростом, которые обычно используются при восстановительных операциях. Но только у мужчин и у тех, у кого выпадение приостановилось. Метод даст возможность восстанавливать волосы и женщинам. Свой метод колумбийцы назвали «ферма волос». Помимо этого создана и хорошая модель других клеточных процессов, зачастую не радующих врачей.
комментарии(0)