Поверхностные гликопротеины вирусной оболочки: красный НА – гемагглютинин; зеленая – нейраминидаза. Иллюстрация Physorg
Развитые страны ежегодно теряют миллиарды долларов и тысячи жизней от сезонных вспышек гриппа. Во время страшной пандемии гриппа (испанки), охватившей весь мир в 1918–1919 годах, после окончания большой войны, французское правительство запрещало всякое упоминание о болезни, поэтому – обходя цензуру – газеты писали о болезни, пришедшей из Испании, а астрологи видели исток этого недуга во влиянии «неблагоприятного» расположения планет.
Вторая глобальная вспышка гриппа случилась много лет спустя, когда между континентами наладилось регулярное авиасообщение. А потом были птичий и свиной грипп.
Народившаяся на заре 80-х биотехнология обещала быстрое решение проблемы с помощью рекомбинантных антигенов и антител. Но все оказалось далеко не так просто, как виделось поначалу. Дорогие вакцины есть, но их надо обновлять чуть ли не каждые полгода в силу высокой изменчивости вируса гриппа, несущего в себе несколько копий РНК. На поверхности вируса – два основных гликопротеида, то есть белка с сахарными остатками для облегчения контактов с клеточными протеинами мембран (рецепторами).
Два класса или подтипа вирусов обозначаются латинскими буквами А и В по степени их опасности для человека и животных. В 2009 году вариант вируса А H1N1 унес 17 тыс. жизней по всему миру. В свою очередь, возбудителей эпидемий молекулярные вирусологи различают по наличию гликопротеинов НА и NA, то есть гемагглютинина и нейраминидазы. Своим строением они напоминают миниатюрные грибки со шляпкой и ножкой.
Гликопротеина НА на поверхности вирусных частиц (вирионов) на порядок больше, нежели NA. Это и понятно, поскольку НА нужен для проникновения вирусов в клетку, что не так-то просто, а второй обеспечивает выход новых образовавшихся вирионов из клетки, для чего требуется не так уж много «вложений». Естественно, что человеческая логика требовала создания вакцины против более многочисленного и опасного врага.
Еще в 2012 году Ян Уилсон из Института медисследований в г. Ла-Джолла (США) сообщил о получении моноклональных антител против гемагглютинина. Через пять лет он же сообщил о получении пептида – цепочки аминокислот, – выделенного из антитела широкого спектра действия против вариантов H1N1 и H5N1. Но универсальную вакцину получить так и не удалось.
И вот новая публикация в журнале Science, в которой рассказывается о получении вроде бы защитных антител против нейраминидазы широкого спектра действия. Они не контактируют с гипервариабельными участками вирусного протеина, а внедряют одну из петель своей цепи в активный участок фермента и блокируют консервативные (неизменные) аминокислоты.
Большая работа была осуществлена в сотрудничестве с университетом Вашингтона в г. Сент-Луис и медцентром Маунт-Синай в Нью-Йорке. Сотрудники первого еще в 2017 году выделили у одного из своих пациентов три естественных антитела широкого спектра действия. А в Нью-Йорке определили нужные пептиды белковых антител, эффективно блокировавших вирус птичьего гриппа H5N1 в 2003 году. Успешно опробован – пока, правда, на мышах – пептид из антитела CR9114, полученного от пациента, инфицированного вариантом гриппа H3N2.
Эксперименты показали, что новые антитела против нейраминидазы можно принимать даже через трое суток после инфицирования. То есть когда налицо все признаки вирусного заболевания. Наиболее эффективный на сегодня препарат тамифлю, название которого указывает на то, что он против инфлюэнцы, надо принимать в течение первых суток после заражения вирусом.
Мыши в ходе проверки действия антитела, обозначенного 1G01, оказались защищенными от 12 вирусных вариантов-штаммов как А, так и В, нейраминидаза которых так и не смогла «выпустить» из клетки новое вирусное «потомство». По поводу своего успеха Уилсон сказал, что нейраминидазу все попросту игнорировали. Успех говорит также и о старте разработки новых вакцин альтернативного характера с перспективой их клинического испытания и последующего одобрения со стороны Администрации по контролю лекарств. Но, учитывая то, что на карте миллиарды долларов, препятствий со стороны чиновников не предвидится. На протяжении двух последних лет Администрация по контролю за лекарствами довольно быстро одобрила по паре «психотических» средств и антираковой иммунотерапии.
комментарии(0)