0
5925
Газета Наука Печатная версия

26.11.2019 18:38:00

Иностранных студентов по осени считают

В получении образования в российских вузах больше всего заинтересованы граждане Казахстана, Китая и Туркменистана

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы, доктор философских наук, профессор.

Тэги: образование, студенты


образование, студенты Одним из главных факторов привлечения иностранных студентов в российские вузы становится развитие материальной инфраструктуры.  Фото пресс-службы РУДН

Увеличение численности иностранных студентов в качестве стратегической задачи впервые было сформулировано в мае 2017 года в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Однако, как следует из доклада правительства РФ Федеральному собранию о реализации государственной политики в сфере образования за 2018 год, приоритетный проект был «досрочно завершен» в октябре 2018 года, впрочем, как и остальные приоритетные проекты. Но в рамках национального проекта «Образование» задача по увеличению численности иностранных студентов закрепляется за федеральным проектом «Экспорт образования».

Несмотря на то что оба эти проекта направлены на увеличение численности иностранных студентов, необходимо отметить, что мероприятия и показатели в них существенно разные. К примеру, в рамках приоритетного проекта численность иностранных студентов должна была увеличиться в три раза к 2024 году при вложении государства в проект 4972,1 млн руб. А в рамках национального проекта «Образование» – в два раза в те же сроки, но при финансировании 107 493, 29 млн руб. Что касается доходов от экспорта российского образования, то в приоритетном проекте планировалось их увеличить более чем в пять раз – до 373 млрд руб., а в нацпроекте «Образование» про доходы от экспорта нет ни слова.

И все-таки как же обстоит дело с реальным увеличением численности иностранных студентов? По последним данным ведомственной статистики Центра социологических исследований, в 2017/18 учебном году число иностранцев в российских вузах составило 256 864 человека. По сравнению с 2016/17 учебным годом – на 12% больше (в численном выражении – 27,5 тыс. человек). Как и в предыдущие годы, первое место по численности занимают граждане Казахстана: 41,3 тыс. человек. Потом, в порядке убывания, граждане Китая (29,2 тыс.) и Туркменистана (22,1 тыс.).

Предвосхищая отчеты об успешности реализации инициатив по увеличению иностранных студентов как результатов приоритетного или федерального проектов по экспорту образования, хочу напомнить о логике принятия решения об обучении в той или иной стране или в вузе абитуриентом и его родителями.

Они, как и российские абитуриенты, серьезно начинают задумываться об обучении в вузе, тем более зарубежном, минимум за два-три года до окончания школы. Тех, кто в последний год решает такой серьезный вопрос, – немного. Безусловно, в последнюю минуту решение может измениться под влиянием каких-то серьезных политических или международных событий в России или в стране происхождения.

В этом смысле даже финансовые проблемы не так критичны, поскольку откладыванием денег (и, как правило, в долларах) на обучение за рубежом родители начинают заниматься, как только ребенок идет в школу. Поэтому, к примеру, обесценивание национальной валюты в этом случае тоже не имеет критического значения.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что те иностранные абитуриенты, которые поступили в российские вузы в 2017/18 учебном году, принимали это решение в 2015 или 2016 году, то есть до начала приоритетного и федерального проектов. И, по сути, результаты целенаправленных действий российских вузов в последние два года скажутся на приемной кампании 2023 года и последующих. А статистику мы увидим еще позже, примерно через год после приемной кампании.

Каким же будет прием иностранных студентов через два-три года по итогам предпринимаемых усилий в настоящее время? И каковы перспективы достижения показателей по численности иностранных студентов в рамках федерального проекта «Экспорт образования»? Напомним, что этот проект был принят в составе нацпроекта «Образование» 31 сентября 2018 года. Постановление правительства РФ о его реализации принято 8 мая 2019 года. А конкурсы по мероприятиям проекта объявлены в августе–сентябре 2019 года. Соответственно результаты конкурсов и победители будут определены в октябре–ноябре, а результаты работ должны быть представлены в декабре этого года. По сути, на реализацию мероприятий у победителей конкурсов будет не более месяца, за исключением тех, чьи проекты рассчитаны на несколько лет, но таких немного.

Теперь о том, что касается мероприятий, которые направлены на увеличение численности иностранных студентов. Если приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» был ориентирован на развитие нематериальной инфраструктуры экспорта (маркетинговые исследования потенциальных образовательных рынков за рубежом, повышение квалификации сотрудников международных служб, разработка моделей экспорта российского образования и т.д.), то в федеральном проекте «Экспорт образования» основное – развитие материальной инфраструктуры: строительство и реконструкция студенческих городков для иностранных и иногородних студентов. И это, безусловно, крайне важно, поскольку проблема общежитий для этой категории студентов – самая острая для большинства российских вузов.

Мероприятия по повышению квалификации сотрудников международных служб, маркетинговые исследования потенциальных образовательных рынков за рубежом также присутствуют в федеральном проекте «Экспорт образования». И они действительно показали свою актуальность и востребованность в связи с ростом конкуренции на международном рынке образования. Понимание того, из каких стран, на какие специальности поедут иностранные студенты, крайне важно для российских вузов. И в этом смысле маркетинговые исследования играют положительную роль в увеличении численности иностранных студентов.

В целом, несмотря на все выше обозначенные проблемы, определение экспорта российского образования как стратегического приоритета государственной образовательной политики положительно. И устойчивый рост численности иностранных студентов на протяжении последних 15 лет говорит о росте популярности российского образования за рубежом. А инициативы, такие как приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» и федеральный проект «Экспорт образования», для желающих получить российское образование демонстрируют готовность российских вузов их принять.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2134
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3499
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7023
Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Елена Герасимова

Почти половина слушателей вузовских курсов активно использует ИИ

0
7166

Другие новости